О значении поэта и поэзии (Пушкин А. С.)



“При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, – писал Гоголь. – В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка… Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.

В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер

отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь современно русская…”

Содержание своей поэзии Пушкин черпал из самых глубин жизни нации, воплощал ее в образах, полных правды.

“Поэзия Пушкина, – писал Белинский, – удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры; на этом основании общий голос нарек его русским национальным, народным поэтом…”

Как подлинно великий художник-реалист, Пушкин отразил в своих произведениях существенные стороны действительности

той исторической эпохи, современником которой он являлся. “Война 1812 года сильно развила чувство народного сознания и любви к родине”, – свидетельствует Герцен. Пушкин явился ярчайшим выразителем этого чувства. И именно в Пушкине нашла своего великого выразителя эпоха, начавшаяся славою 1812-1814 годов и закончившаяся трагедией 14 декабря 1825 года. Современность была душой его поэзии и главным предметом его интересов.

По справедливому замечанию Салтыкова-Щедрина, Пушкин “стремился проникнуть а тайны современности”. Как указывал Белинский, Пушкин заплатил дань всем великим современным событиям, явлениям, мыслям. Белинский, несомненно, имел здесь в виду декабристов.

И именно потому, что поэзия Пушкина вдохновлялась самыми передовыми революционными идеями своего времени, отражавшими настроения и чаяния народа.

Могучим источником творческого вдохновения Пушкина было чувство национальной гордости, присущее поэту в высшей степени. Пушкин гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в исторических судьбах человечества. “России определено было высокое предназначение – писал Пушкин, – ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и вздыхающей Россией”.

В разгроме Наполеона, в освобождении из-под его владычества порабощенных стран Западной Европы поэт видел “высокий жребий” русского народа, проявление присущего ему свободолюбия.

В творчестве Пушкина впервые в русской литературе с глубоким сочувствием нарисован образ Пугачева; “поэтическим лицом русской истории” называл поэт Степана Разина. Поэт любил Россию не в ее рабском, искаженном царизмом и помещиками-крепостниками виде, а Россию свободолюбивую, родину народа, в котором “нет рабского унижения”, а “о его (народа) смелости и смышлености и говорить нечего”. “Все должно творить в этой России и в этом русском языке!” – восклицал поэт.

В творчестве Пушкина запечатлены картины жизни многих народов России; поэт рисовал нравы цыган, горцев Кавказа, обычаи и характеры жителей Грузии. В “Капитанской дочке” показано участие угнетенных царизмом народностей в воспитании Пугачева. Одной из заветных идей поэта была дружба народов. Он смотрел на себя как на поэта, произведения которого найдут дорогу ко всем народам многонациональной России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык…

(“Памятник”)

Необыкновенно просты и вместе с тем поэтичны картины русской природы, нарисованные Пушкиным. Человек XVIII века, желавший найти воплощение весны в стихах русского поэта, читал тяжелые и непонятные строки:

Все в бодрость естество пришло.

Декабрьска лютость преминула,

Прохлада майская надхнула,

Исчез мраз и трескуче зло.

(В. К. Тредиаковский)

Теперь, раскрывая Пушкина, читатель находил верную и выразительную картину прихода весны:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

(“Евгений Онегин”)

До конца жизни Пушкина интересовали проблемы исторического значения тех событий, которые начались на Западе Французской революцией 1789 года, а в России – национально-патриотическим подъемом 1812-1815 гг. За несколько месяцев до смерти, в лицейскую годовщину 1836 года, мысль А. С. Пушкина вновь обращается к исторической эпохе, содержание которой определило судьбу самого поэта и идейные особенности его творчества.

Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то славы, то свободы,

То гордости багрила алтари.

(Была пора: наш праздник молодой”)

Мировоззрению Пушкина был присущ материалистический принцип познания объективной действительности как существующей вне нас. Именно на этом зиждилась пушкинская мысль о возможности объективного познания прошлого.

Поэзия Пушкина чужда какой бы то ни было ложной мечтательности или мистики. Она насквозь проникнута чувством действительности. Пушкин весь на земле, в своих стихах, он славит радости жизни, веселье и счастье, понимая под этим не грубые чувственные наслаждения, но прежде всего деятельность мысли, духовную жизнь, творческий труд.

Поэзия А. С. Пушкина тесно связана с фольклором, исполнена мотивов народной поэзии. В пушкинском творчестве отразились “то раздолье удалое, то сердечная тоска”, которые, по мнению самого поэта, составляли два существенных мотива русской народной поэзии. Пушкин высоко ценил народное творчество, песни, сказки, пословицы. “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей.

Что за золото!” – восхищался поэт. Широко отразился в его творчестве мир русской сказки.

Пушкин завершил процесс создания русского национального языка.

Велико влияние Пушкина и на другие области русской культуры. “В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развивались потом все роды и виды искусства во всех наших художниках” – справедливо заметил И. А. Гончаров. Пушкинские темы, мотивы, образы нашли широкое отражение и развитие в русской живописи, в музыкальных произведениях многих русских композиторов. Так, А. С. Пушкин явился одним из основоположников передовой русской национальной культуры. “Начало всех начал” – так называл Пушкина А. М. Горький.

Своими произведениями Пушкин утверждает чувства любви и уважения к личности человека, веру в могучую силу его разума, все те “чувства добрые”, которые глушились и подавлялись в “жестокий век” поэта и которыми столь полна теперь современная действительность.

Произведения А. С. Пушкина, проникнутые критикой и отрицанием эгоистических мелких чувств и расчетов, индивидуалистических нравов, ханжества и лицемерия, являются могучим действенным средством в борьбе с пережитками прошлого в сознании людей. Один из самых величайших деятелей культуры человечества, творения которого переведены на десятки языков, Пушкин является могучим борцом за культуру, против варварства, за подлинную человечность, за гармонию и красоту мира.

И ныне светлый гений А. С. Пушкина – на стороне передовых сил мира, борющихся против врагов культуры и прогресса, за мир, равенство, свободу и счастье человечества.

На любви к Пушкину, к его поэзии, являющейся неиссякаемым источником прекрасного, воспитывается и современная молодежь, которая с детских лет начинает читать и любить творения этого великого русского поэта.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

О значении поэта и поэзии (Пушкин А. С.)