Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения)

“Колумб Замоскворечья”. А. Н. Островский хорошо знал купеческую среду и видел в ней средоточие национальной жизни. Здесь широко представлены, по мнению драматурга, все типы характеров.

Написанию драмы “Гроза” предшест­вовала экспедиция А. Н. Островского по Верхней Волге в 1856-1857-х гг. “Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отече­ственной литературы” (Максимов С. В.). Сюжет драмы “Гроза” не стал следствием реальной

истории семьи Клыко­вых из Костромы, как считали долгое время. Пьеса была на­писана раньше произошедшей в Костроме трагедии. Этот факт свидетельствует о типичности конфликта между ста­рым и новым, все громче заявлявшем о себе в купеческой среде.

Проблематика пьесы достаточно многогранна.

Центральная проблема – противостояние личности и среды (и как частный случай – бесправное положение жен­щины, о котором Н. А. Добролюбов сказал: “… самый силь­ный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых”). Проблема противостоя­ния личности и среды раскрывается

на основе центрального конфликта пьесы: происходит столкновение “горячего серд­ца” и мертвенного уклада жизни купеческого общества. Жи­вая натура Катерины Кабановой, романтичная, свободолю­бивая, горячая, не в состоянии терпеть “жестокие нравы” города Калинова, о которых в 3-м явл. 1-го действия повест­вует Кулигин: “А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…

Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; за­лучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных…” Все беззакония и жестокости совершаются под видом благочес­тия. Мириться с лицемерием и самодурством, среди которых возвышенная душа Катерины задыхается, героиня не в со­стоянии.

И совершенно невозможен для молодой Кабано­вой, натуры честной и цельной, принцип “выживания” Вар­вары: “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”. Противостояние “горячего сердца” косности и ханжеству, даже если платой за такой бунт станет жизнь, критик Н. А. Добро­любов назовет “лучом света в темном царстве”.

Трагическое положение ума и прогресса в мире невеже­ства и самодурства. Этот сложный вопрос раскрывается в пьесе посредством введения образа Кулигина, заботящегося об общем благе и прогрессе, но наталкивающегося на непо­нимание со стороны Диких: “… я бы все деньги для общест­ва и употребил, для поддержки. Работы надо дать мещанст­ву-то. А то руки есть, а работать нечего”.

Но те, кто имеет деньги, например Дикой, не спешит с ними расставаться, да еще и расписывается в своей необразованности: “Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться”. Невежество Феклуши находит глубокое “по­нимание” у Кабановой: “Вот у вас в этакой прекрасный ве­чер редко кто и за вороты-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит.

Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, ог­ненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради ско­рости”.

Подмена жизни по благодатным христианским запове­дям на слепое, фанатичное, “домостроевское” православие, граничащее с мракобесием. Совершенно разной предстает ре­лигиозность натуры Катерины, с одной стороны, и набож­ность Кабанихи и Феклуши, с другой. Вера молодой Каба­новой несет в себе созидательное начало, исполнена радос­ти, света и бескорыстия: “А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…

Или рано утром в сад уйду. Еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и пла­чу, и сама не знаю, о чем плачу; так меня и найдут. И об чем молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надоб­но, всего у меня было довольно”.

Жесткие религиозно-нрав­ственные постулаты и суровый аскетизм, столь чтимые Ка­банихой, помогают ей оправдывать свой деспотизм и жесто­кость.

Проблема греха. С религиозным вопросом тесно связа­на и тема греха, возникающая в пьесе не единожды. Супру – жеская измена становится непосильной ношей для совести Катерины, и потому женщина находит единственно для нее возможный выход – прилюдного покаяния. Но самой слож­ной проблемой становится решение вопроса о грехе.

Большим грехом, чем самоубийство, Катерина считает жизнь среди “темного царства”: “Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…”

Проблема человеческого достоинства. Решение этой проблемы напрямую связано с основной проблемой пьесы. Лишь главная героиня своим решением покинуть этот мир отстаивает собственное достоинство и право на уважение. Молодежь города Калинова решиться на протест не в со­стоянии.

Их моральной “силы” хватает только на тайные “отдушины”, которые каждый находит для себя сам: Варвара тайком уходит гулять с Кудряшом, Тихон пьянствует, как только выходит из-под бдительной материнской опеки. Да и у других персонажей выбор небольшой. “Достоинство” мо­жет позволить себе только тот, кто имеет солидный капитал и как следствие – власть, к остальным же можно отнести со­вет Кулигина: “Что ж делать, сударь! Надо стараться угож­дать как-нибудь!”

H. А. Островский охватывает широкий круг нравствен­ных проблем, остро стоявших в современном ему купече­ском обществе, причем трактовка и осмысление их выходит за рамки конкретного исторического периода и получает об­щечеловеческое звучание.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения)