Нравственные проблемы в пьесе Гроза
Размышления о нравственной грани проблемы взаимоотношений между поколениями (по драме А.Н. Островского “Гроза”).
Нравственность – это те правила, которые определяют поведение людей. Поведение (действие) выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его духовность (интеллект, развитость мысли) и жизнь души (чувство).
Нравственность в жизни старшего и младшего поколений связана с извечным законом преемственности. Молодые перенимают у стариков жизненный опыт и традиции, а мудрые старшие учат молодых жизненным
Именно из-за этого часто между ними возникают конфликты, несоединение мнений.
Поступки и жизненные оценки героев драмы А.Н. Островского “Гроза” (1859) отражают их нравственность.
Представители купеческого сословия Дикой и Кабанова – те люди, чье богатство и значимость среди жителей города Калинова определяют их высокое положение. Окружающие чувствуют на себе силу их влияния, и эта сила способна сломать волю зависимых людей, унизить несчастных, осознать
Он держит в трепете семью, которая в дни его гнева “по чердакам да по чуланам” прячется; любит нагнать страху на людей, которые “пикнуть” не смеют о жалованье; держит в черном теле племянника Бориса, ограбив их с сестрой, нагло присвоив их наследство; обличать, оскорбляя, смирного Кулигина.
Марфа Игнатьевна Кабанова, известная в городе набожностью и богатством, тоже имеет свои понятия о нравственности. Для нее стремление младшего поколения к “воле” преступно, потому что чего доброго и молодая жена сына, да и дочь, “девка”, перестанут “бояться” и Тихона, и саму ее, всесильную и непогрешимую. “Ничего не знают, никакого порядка”, – гневается старуха. “Порядок” и “старина” – та основа, на которую опираются Дикие и Кабановы. Но их самодурство теряет уверенность в себе, оно не способно остановить развитие молодых сил. Новые понятия и отношения неотвратимо приходят в жизнь и теснят старые силы, изживающие себя нормы жизни и устоявшуюся мораль.
Вот и Кулигин, наивный человек, хочет облагородить Калинов, построив громоотвод и солнечные часы. И смеет же он, дерзкий, читать стихи Державина, прославляющие “ум”, пред “его степенством”, всесильным купцом, который на дружеской ноге с самим городничим, главой города. И молодая невестка Марфы Игнатьевны при прощании “кидается на шею мужу”.
А положено в ноги кланяться. Да и не хочет “выть” на крыльце – “людей смешить”. И безропотный Тихон обвинит мать в смерти жены.
Самодурство, как утверждает критик Добролюбов, “враждебно естественным требованиям человечества… потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели”. “Дикие и Кабановы съеживаются и сокращаются” – это неизбежно.
Молодое поколение – это Тихон, Катерина, Варвара Кабановы, это племянник Дикого Борис. У Катерины и ее свекрови похожие понятия о нравственности младших членов семьи: они должны быть богобоязненными и почитать старших – это в традициях русской семьи. Но далее представления той и другой о жизни, в их нравственных оценках, резко отличаются.
Воспитанная в обстановке патриархального купеческого дома, в условиях родительской любви, заботы и достатка, молодая Кабанова имеет характер, “любящий, созидающий, идеальный”. Но в семье мужа пред ней встает грозное запрещение “своей волей жить”, которое исходит от суровой и бездушной свекрови. Вот тогда требования “натуры”, живого, естественного чувства, приобретают над молодой женщиной непреодолимую власть. “Такая уж я зародилась, горячая”, – говорит она о себе.
Нравственность Катерины не руководствуется, по Добролюбову, логикой и разумом. “Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих”, и, к счастью, гнет свекрови с ее деспотическим нравом не убил в героине желания “воли”.
Воля – это и стихийный порыв (“Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела”), и желание кататься по Волге с песнями, обнявшись, и горячие молитвы, если душа просит общения с богом, и даже потребность “в окно выброситься, в Волгу кинуться”, если ей “опостынет” неволя.
Ее чувство к Борису безудержно. Катериной управляют любовь (он не такой, как все, – лучший!) и страсть (“Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”). Но героиня, женщина с цельным, сильным характером, не приемлет ложь, и раздвоение чувств, притворство, она считает даже большим грехом, чем ее собственное падение.
Чистота нравственного чувства и муки совести приводят ее к раскаянию, публичному признанию и, как следствие, к самоубийству.
Конфликт между поколениями из-за различных нравственных оценок приобретает трагические черты, если заканчивается гибелью людей.