Нравственные проблемы в пьесе Гроза

Размышления о нравственной грани проблемы взаимоотношений между поколениями (по драме А.Н. Островского “Гроза”).

Нравственность – это те правила, которые определяют по­ведение людей. Поведение (действие) выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его духовность (ин­теллект, развитость мысли) и жизнь души (чувство).

Нравственность в жизни старшего и младшего поколений связана с извечным законом преемственности. Молодые пере­нимают у стариков жизненный опыт и традиции, а мудрые старшие учат молодых жизненным

правилам – “уму-разуму”. Однако молодым свойственны смелость мысли, непредвзятый, без ссылок на устоявшееся мнение взгляд на вещи.

Именно из-за этого часто между ними возникают конфликты, несоединение мнений.

Поступки и жизненные оценки героев драмы А.Н. Остров­ского “Гроза” (1859) отражают их нравственность.

Представители купеческого сословия Дикой и Кабанова – те люди, чье богатство и значимость среди жителей города Калинова определяют их высокое положение. Окружающие чувствуют на себе силу их влияния, и эта сила способна сло­мать волю зависимых людей, унизить несчастных, осознать

собственную ничтожность в сравнении с “сильными мира сего”. Поэтому Савел Прокофьевич Дикой, “значительное лицо в го­роде”, ни в ком не встречает противоречия.

Он держит в трепете семью, которая в дни его гнева “по чердакам да по чуланам” прячется; любит нагнать страху на людей, которые “пикнуть” не смеют о жалованье; держит в черном теле племянника Бориса, ограбив их с сестрой, нагло присвоив их наследство; обличать, оскорбляя, смирного Кулигина.

Марфа Игнатьевна Кабанова, известная в городе набожно­стью и богатством, тоже имеет свои понятия о нравственности. Для нее стремление младшего поколения к “воле” преступно, потому что чего доброго и молодая жена сына, да и дочь, “девка”, перестанут “бояться” и Тихона, и саму ее, всесильную и непогрешимую. “Ничего не знают, никакого порядка”, – гне­вается старуха. “Порядок” и “старина” – та основа, на которую опираются Дикие и Кабановы. Но их самодурство теряет уве­ренность в себе, оно не способно остановить развитие моло­дых сил. Новые понятия и отношения неотвратимо приходят в жизнь и теснят старые силы, изживающие себя нормы жизни и устоявшуюся мораль.

Вот и Кулигин, наивный человек, хо­чет облагородить Калинов, построив громоотвод и солнечные часы. И смеет же он, дерзкий, читать стихи Державина, про­славляющие “ум”, пред “его степенством”, всесильным купцом, который на дружеской ноге с самим городничим, главой города. И молодая невестка Марфы Игнатьевны при прощании “кида­ется на шею мужу”.

А положено в ноги кланяться. Да и не хочет “выть” на крыльце – “людей смешить”. И безропотный Тихон обвинит мать в смерти жены.

Самодурство, как утверждает критик Добролюбов, “враж­дебно естественным требованиям человечества… потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели”. “Дикие и Кабановы съеживаются и сокращаются” – это неиз­бежно.

Молодое поколение – это Тихон, Катерина, Варвара Каба­новы, это племянник Дикого Борис. У Катерины и ее свекрови похожие понятия о нравственности младших членов семьи: они должны быть богобоязненными и почитать старших – это в традициях русской семьи. Но далее представления той и дру­гой о жизни, в их нравственных оценках, резко отличаются.

Воспитанная в обстановке патриархального купеческого дома, в условиях родительской любви, заботы и достатка, мо­лодая Кабанова имеет характер, “любящий, созидающий, иде­альный”. Но в семье мужа пред ней встает грозное запрещение “своей волей жить”, которое исходит от суровой и бездушной свекрови. Вот тогда требования “натуры”, живого, естествен­ного чувства, приобретают над молодой женщиной непреодо­лимую власть. “Такая уж я зародилась, горячая”, – говорит она о себе.

Нравственность Катерины не руководствуется, по До­бролюбову, логикой и разумом. “Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих”, и, к счастью, гнет свекрови с ее деспотическим нравом не убил в героине желания “воли”.

Воля – это и стихийный порыв (“Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела”), и желание кататься по Волге с пес­нями, обнявшись, и горячие молитвы, если душа просит обще­ния с богом, и даже потребность “в окно выброситься, в Волгу кинуться”, если ей “опостынет” неволя.

Ее чувство к Борису безудержно. Катериной управляют лю­бовь (он не такой, как все, – лучший!) и страсть (“Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”). Но героиня, женщина с цельным, сильным характером, не приемлет ложь, и раздвоение чувств, притворство, она считает даже большим грехом, чем ее собственное падение.

Чистота нравственного чувства и муки совести приводят ее к раскаянию, публичному признанию и, как следствие, к са­моубийству.

Конфликт между поколениями из-за различных нравствен­ных оценок приобретает трагические черты, если заканчива­ется гибелью людей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Нравственные проблемы в пьесе Гроза