Образы купцов в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”

А. Н. Островский известен в русской литературе как драматург, впервые выведший на сцену купечество. Выросший в Замоскворечье – традиционном месте жительства купцов, досконально знающий их образ жизни и мысли, Островский на примере жизни русского купечества раскрыл многие проблемы, актуальные для современной ему России.
Можно сказать, что Островскому выпало жить в нескольких эпохах. Он застал и время патриархального быта, и время европеизации России, установления в стране капитализма.
В пьесе “Гроза” драматург рисует патриархальное

купечество, чей образ жизни был определен веками. Действие пьесы происходит в провинциальном волжском городе Калинове. В этом маленьком городке всеми делами заправляют купцы – Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьева Кабанова, за свой нрав прозванная Кабанихой.
Кулигин, самый “просвещенный” человек Калинова, называет этих людей “самодурами”. И действительно, Дикой и Кабаниха творят то, что хотят. Это касается как дел в городе, где они являются “головами”, так и их семей.

Сам Дикой говорит, что у него “сердце такое”: когда речь заходит о деньгах, “всю нутренную

вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека”. Герой осознает, что поступает неправильно, но ничего, по его словам, сделать с собой не может.
Почему Дикой, нрав которого подчеркивает и его “говорящая” фамилия, не может держать себя в руках? Островский уверен, что во многом из-за своей безнаказанности, ведь никто в городе не может прекословить этому купцу, в Калинове он один из самых влиятельных горожан.
То же самое происходит и в семье Дикого – “война”, по его словам. Кабаниха резко замечает, что все могущество Дикого немного стоит, потому что воюет он “всю жизнь с бабами”. Савел Прокофьич признает это, но требует, чтобы “бабы” подчинялись ему.

Не может же, в самом деле, все происходить наоборот!
Но мы видим, что Дикой кажется грозным только слабым людям. Вот Кабаниха нисколько не боится своего кума. Она резко обрывает его: “Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня!

А я тебе дорога!” И действительно, Дикой уважает Марфу Игнатьевну, прислушивается к ее мнению: “Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить”.
Таким образом, самым сильным и могущественным человеком в Калинове является именно Кабаниха. В пьесе этому образу уделяется очень большое внимание, она становится главным оппонентом Катерины Кабановой, ее “противником”.
С чем же связана такая сила Кабанихи? С ее личностными качествами – внутренней мощью, уверенностью, напором? Конечно, да. Но главной силой Марфы Игнатьевны, на мой взгляд, является то, что она хранительница опыта предков, традиций Домостроя.

То, что за ее плечами находится вековая мудрость, жизненная опора многих поколений, делает героиню уверенной в своей правоте, “непробиваемой”, категоричной.
Она уверена, что жить правильно – это жить в одобрении других людей. Неважно, что происходит в твоей душе и твоей семье на самом деле, неважны истинные чувства и мысли. Главное, чтобы внешне, формально, все было правильно, по “уставу”.

И ради своих убеждений Марфа Игнатьевна пойдет на все – она готова сломать и уничтожить даже самых дорогих и близких ей людей.
Противостояние этой героини и ее морали кардинально другой жизненной философии, представленной Катериной, приводят к трагедии – невестка Кабанихи заканчивает жизнь самоубийством. Это значит, что патриархальные взгляды Домостроя пока одерживают победу, считаясь нормой в среде русского купечества.
Пьеса “Бесприданница” рисует русских купцов в другую эпоху – установления в России капитализма. Островский показывает, что в стране очень сильными стали веяния Запада. В русскую традиционную культуру приходят взгляды, характерные для западного человека. Прежде всего, это власть материального над духовным.

Если при патриархате была важна семья, традиции, соборность, то теперь на первое место ставится личный успех, эгоистические наслаждения, которые человек может купить за деньги.
В “Бесприданнице” мы видим купца совершенно новой формации – Василия Данилыча Вожеватова. Автор так характеризует его: “очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец”.
Вожеватов получил, по моде, хорошее образование, он живет, следуя законам “нового времени”. Чувства не интересуют этого героя. Он считает, что все можно купить.

Поэтому, когда Лариса Огудалова просит у “друга детства” сочувствия, он не может ничем помочь девушке – Вожеватов просто не знает, как это делается. Больше того, прельстясь красотой Ларисы, самоуверенный и лощеный Василий Данилыч торгует ее, словно вещь, у другого купца – Кнурова.
Мокий Парменыч Кнуров – человек немного другого склада. Это уже довольно пожилойкупец, поэтому в его голове – смесь старых и новых порядков, моральных законов. С виду Кнуров несколько мягче и душевнее Вожеватова, но принцип “купли-продажи” так же вошел в его кровь, стал его сутью.
В итоге и Кнуров, и Вожеватов, олицетворяя циничный и бездушный мир денег, стали одной из причин гибели Ларисы, не пожелавшей быть вещью, отстаивающей свое право на чувства и простые человеческие эмоции.
Таким образом, героями пьес Островского “Гроза ” и “Бесприданница” являются русские купцы. Купечество в “Грозе” живет по старым, патриархальным законам Домостроя. Драматург рисует купцов как очень религиозных, невежественных самодуров, имеющих большую власть и калечащих жизнь всех тех, кто не разделяет их точки зрения.
Купцы в “Бесприданнице” более “окультуренные”. Они владеют французским языком, знают, как вести себя в “приличных местах”, они учились в западных университетах. В период капитализма русские купцы живут по другим законам, однако остаются такими же бездушными, циничными, уничтожающими всю живое на своем пути.
С чем это связано? С тем, что в основе купеческой жизни извечно лежал закон “купли – продажи”? С тем, что эти люди были вынуждены быть безжалостными, чтобы иметь успех? С тем, что испокон веков в среде купечества ценились деловые, а не душевные качества?

Ответов на этот вопрос может быть множество. Несомненно одно – пьесы Островского предоставляют нам бесценный материал из жизни русских купцов 19 века, их нравов, обычаев и традиций.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Образы купцов в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”