Нравственные проблемы в освещении Твардовского-лирика

Творчество Твардовского разнообразно в жанровом и тематическом отношении. Писал поэт о природе, о Родине, о колхозной жизни, о любви, о матери, о войне, о нравственности. Лучшими остались стихи-воспоминания, связанные с военными годами….
Тема памяти о Великой Отечественной войне и миллионах жизней, унесенных этой войной, тесно переплетается с темой нравственности.
Отчетлива нравственная направленность стихотворения “Сыну погибшего воина”. Сама тема очень важна. Сколько у нас осталось после войны детей без отцов, которым куда труднее приходилось, чем тем, у которых вернулись отцы с войны.

Автор обращается с напутственным словом к сыну, который “раньше срока возмужал заметно”, как бы от имени погибшего героя.
Жизнь сложна, непредсказуема. У молодого человека, оставшегося без твердого плеча отца, без его мудрого слова, дорога жизни во много раз труднее и опаснее. Конечно, скорбь о родном человеке не должна заглушать радости сына (“Ты памятью героя и отца Не отлучен от радостей заветных”).

Ведь сама победа была подарена молодому поколению, чтобы оно наслаждалось жизнью. Поэт пишет:
Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:
Товарища в беде не поддержать,
Во чье-то горе обратить забаву,
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом
Поравняться славой…
Светлый образ погибшего отца, по мысли Твардовского, должен служить напоминанием сыновьям о том, как надо жить, чтобы не попасть на неправедный путь.
В 1966 году появились такие стихи-воспоминания, как “Есть имена и есть такие даты”, “Я знаю, никакой моей вины”, “Лежат они, глухие и немые”… Главная мысль этих и подобных им стихотворений – это призыв к вечной памяти о погибших в черные годы войны. Трудно найти такого поэта, который так чувствовал свою вину за все произошедшее. В горьких, скорбных тонах звучат знаменитые строки:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе, –
Остались там. И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Внешне кажется, что строки слишком просты, даже прозаически. Но стихи проникают в самое сердце, потому что выразилось здесь душевное переживание поэта, судящего себя самого самым высоким судом – духовным. Именно благодаря прозаической угловатости и добивается должного эффекта автор.

В простоте речи иногда глубже выражается человеческое горе.
За годы, прошедшие со дня окончания войны, поэт похоронил немало коллег, товарищей, близких его сердцу людей. В 1965 году ему пришлось проститься со своей матерью, Марией Митрофановной. Памяти матери поэт посвятил четыре стихотворения: “Прощаемся мы с матерями”, “В краю, куда их вывезли гуртом”, “Как не спеша садовники орудуют”, “Ты откуда эту песню…”. Печаль по поводу смерти родительницы звучит пронзительно, грусть передается читателям.

Видимо, писались они в угнетенном состоянии духа (все они созданы один за другим в год похорон).
В поэме “По праву памяти” поэт ставит вопрос о забвении. После публикации поэмы критика сразу же заговорила о гражданской честности писателя, о его мужестве, о стремлении правдиво рассказать о трагедийном времени, в котором ему, правдивому человеку, приходилось жить. Читая страницы написанного, видишь в лице рассказчика образ поэта-гражданина, смело разоблачающего тоталитарное государство с его диктаторским режимом.
Вступление и три главы (“Перед отлетом”, “Сын за отца не отвечает”, “О памяти”) осуждают сталинский произвол в стране и доказывают, как трудно жилось в то время, когда любое проявление своего мнения каралось законом. Слова поэта обращены в основном к молодым, к тем, кто только понаслышке знает о тех трудных годах, когда
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.
В главах “Сын за отца не отвечает” и “О памяти” много полемики с воображаемым читателем, защитником сталинских идей, с теми, кто “Забыть, забыть велят безмолвно Хотят в забвеньи утопить Живую боль”. Прав поэт в своем гневе. Память о прошлом должна жить не только ради точности исторических событий, а правда нужна, прежде всего, для новых поколений, чтобы не повторялись ошибки. “Одна неправда нам в убыток И только правда – ко двору” – справедливо замечает Твардовский.
Тема нравственности в творчестве Твардовского тесно переплетается с темой памяти – о прошедшей войне, о погибших близких людях, о тоталитарном режиме. Писал всегда Твардовский только о том, чему был свидетель, что пережил на своем личном опыте.



Нравственные проблемы в освещении Твардовского-лирика