Изображение русского национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на примере одного произведения)

Тема народа в творчестве Н. С. Лескова. Все творчество писателя так или иначе было связано с темой народа, стрем­лением раскрыть сущность характера и души русского чело­века. Н. С. Лескову удается представить широкий тематиче­ский спектр, в котором отразились различные социальные типы и характеры: “Левша”, “Тупейный художник”, “Леди Макбет Мценского уезда”, “Очарованный странник” и др.

Образ главного героя повести Н. С. Лескова “Очарован­ный странник”. В 70-80-е гг. XIX в. Н. С. Лесков отправляет­ся “искать праведных,

пошел с обетом не успокоиться, доко­ле не найду хотя то небольшое число тех праведных, без которых “несть граду стояния”…”. Наиболее подробно в яр­чайших красках и со всеми противоречиями раскрывается русский национальный характер в повести “Очарованный странник”.

Главным героем произведения становится прос­той русский человек – Иван Флягин, крестьянин с неуем­ной, увлекающейся натурой, напоминающий своим внеш­ним видом русского богатыря. Жизнь персонажа представ­ляет собой последовательный, но где-то интуитивный духовный поиск. Основными вехами жизненного пути героя и его духовной

эволюции становятся: убийство монаха (по­ражает легкость, с которой отнесся герой к совершенному преступлению), спасение хозяев во время поездки в Воро­неж (Флягин не ищет выгоды и не ждет награды), история с голубями и кошкой (любовь к птицам соседствует в сердце Ивана с крайней жестокостью – расправа над кошкой), пре­бывание в разбойниках и “няньках” (в душе героя рождается сострадание к трагедии матери), ярмарка коней (при полном отсутствии собственной выгоды добровольно идет на истя­зание), годы плена (в сердце Флягина соединяются тоска по родине и безразличие к судьбе своих жен и детей, просыпа­ется религиозное сознание: “Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначится монас­тырь или храм, и вспомнишь крещенную землю и запла­чешь”), пьянство и растрата чужих денег, любовь к Груше (герой постигает счастье в жизни не для себя, а для другого, тонко чувствует красоту), жизнь в солдатах (осознание и ис­купление греха через страдание за другого человека: “Я, ва­ше благородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет.

Я на своем веку много неповинных душ погубил”), монастырь (аскетическое само­очищение, обретение дара пророчества).

Основная идея повести заложена уже в се названии. “Странничество”, мотив дороги – это путь поиска и обрете­ния истины: жизнь должна быть посвящена благу других людей, добро должно быть деятельным. “Очарованность” ге­роя раскрывается в предрешенности его дороги, отсюда и своеобразие композиции (молельный сын в конце жизни приходит к Богу и служению людям).

Высшей точкой духовного искания, по Н. С. Лескову, становится стремление к самопожертвованию во имя дру­гих, что характеризует национальный характер в финальной фразе главного героя: “Мне за народ очень помереть хочет­ся”. Л. К. Долгополов отмечал: “Вся народная Россия стоит за его (Ивана Флягина) спиной. И все испытания она прохо­дит спокойно, без суеты, с сознанием своего достоинства и значительности совершающегося”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изображение русского национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на примере одного произведения)