Какие нравственные проблемы поднимает писатель по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)



Перечитывая очередной раз роман Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”, я не перестаю поражаться той яркости и выразительности, с которой автор раскрывает нам душу главного героя. Создается впечатление, что классик писал это произведение, основываясь на фактах из собственной биографии, ведь не каждый сможет так тонко прочувствовать психологию человека и выразить ее так точно. Автор намеренно представляет нам образ молодого человека своего времени, составленный из людских пороков, поднимая тем самым множество нравственных проблем.

Прежде всего, это проблема одиночества, постоянного конфликта с обществом.

Григорий Александрович Печорин одинок и брошен всем миром. Но почему так происходит? Дело в том, что он остался не понятым, а, соответственно и отвергнут обществом из-за своих нестандартных взглядов на жизнь. “У меня врожденная страсть противоречить” – признается он.

Особенно ярко это выражено в главе “Княжна Мери”. Печорин дерзко обходится на балу с драгунским капитаном, компрометирует княжну Мери, наказывает Грушницкого, за его

“игру на публику”. Но кто дал ему право, так обходиться с людьми?

Отсюда вытекает еще одна нравственная проблема данного романа – проблема эгоизма, можно сказать даже, крайнего индивидуализма. “Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя” – говорит он, беседуя с доктором Вернером. Григорий Печорин не думает о последствиях своих деяний. Он объят жаждой непрерывной деятельности и делает все для достижения своей цели. Эту особенность главного героя мы можем проследить на протяжении всего романа.

Он идет на воровство, ради обладания красавицей-черкешенкой Бэлой, играет на чувствах княжны Мери, влюбляет ее в себя, ради того, чтобы наказать Грушницкого, а после – бросает, сам того не осознавая, вмешивается в жизнь мирных контрабандистов, нарушая их покой.

Здесь имеет место и проблема неуважения к людям. Возможно, это и есть корень всех бед Печорина. В главе “Максим Максимыч” становится очень жалко старого штабс-капитана. Старый друг остался непонятым и брошенным.

Хоть Григорий и пытается выразить свою “радость” встрече с другом, но все же, мы видим холодность его дружеских жестов. А Максим Максимыч не находил себе места, с нетерпением ждал встречи, но его ожидания не оправдались.

В главе “Фаталист” главный герой вдруг озадачился проблемой счастья, смысла жизни, назначения человека. Он не понимает, для чего он живет, почему он, живя такой насыщенной жизнью, полной приключений, чувствует себя несчастным. “Зачем я жил, для какой цели я родился?” – спрашивает он. Сам отвечая на свой вопрос, Печорин приходит к выводу, что он просто разочарован в жизни. Он вкусил множество прелестей ее и не нашел ни в одной из них удовольствия и счастья.

Ему не приносит радости ни “любовь дикарки”, ни светской дамы, ни балы, ни охота, ничего. Из его слов можно понять, что ему приносит удовольствие лишь бурная деятельность, именно процесс достижения цели, а не сам результат. Так, достигая в очередной раз своей цели, Печорин вдруг разочаровывается в ней.

Именно поэтому он находится в вечном поиске.

Таким образом, роман “Герой нашего времени” можно считать настоящей энциклопедией жизни. В одних ситуациях с главного героя можно взять пример, в других – стоит осудить его и извлечь для себя урок. Я считаю, что этот роман актуален не только для поколения современного Лермонтову, но и для нашего поколения, ведь в нем собраны жизненные мудрости, помогающие, порою, сделать правильный выбор на непростом жизненном пути.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Какие нравственные проблемы поднимает писатель по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)