“Новый реализм”
Параллельно с подобными устремлениями в прозе Вальтер Хеллерер, один из идеологов “литературной революции” в 50-х годах, предложил под лозунгом “перемен” понятие “нового реализма” для поэзии. Выступая против ее застоя, ее привязанности к определенному набору поэтических средств, он требовал редуцированного языка “конкретной поэзии”, “нового приближения к осязаемому, обоняемому, видимому”. Он ввел в поэзию понятие “повседневность и фактичность воспринимаемости”.
При этом он подчеркивал, что в основе такой
Предложенная ими открытая форма длинного стихотворения оказывала потенциальное противодействие редуцированному языку “конкретной поэзии”.
Гюнтер Хербургер (род. в 1932 г.) в своем сборнике “Клапа Ны” (1967) старался
Показывалась с позиции того или иного изображенного в них героя. Хербургер принимал вызов, который и для него исходил из политизации поэтических тем. Поэтическая концепция, позволяющая авторам “многозначительно вздыхать, рыдать в платочек – более понятными или содержательными им быть не надо”, – была для него весьма проблематична 54. Хербургер, напротив, требовал стихов о пережитом, написанных на материале, понятном и близком всем.
В стихотворных сборниках “Тренировка” (1970) и “Оперетта” (1973) обращение к общественным и социальным реальностям становится очевидным. Хербургер писал также народные стихи на швабском диалекте. Николас Борн (1937-1979) в своих первых стихах “Положение на рынке” (1967) тоже исходил из повседневной действительности, однако все факты в ней принимались одинаково всерьез. В книге “Где у меня голова” (1970) цель поэзии раскрывалась благодаря социальной конкретизации тематики и четкой критической ангажированности.
В стихах Рольфа Дитера Бринкмана “Что сомнительно, за что” (1967) факты и повседневные события вырваны из социального контекста и изображены в их чувственной непосредственности. Такая тенденция направлена против социально-критической поэзии, которую Бринкман не признает (“федеративно-республиканские горы масла, большая коалиция, Вьетнам, человеческое в мрачные времена, или как это там еще называется” 55, его не интересуют).
Отказ от общественной функции поэзии был связан с восприятием техники американской поп-поэзии. Бринкман познакомил с ней читателя в сборнике “Кислота” (1968). Сборник “Пилоты” (1968) также показывает, что он вдохновлялся американскими поп-сценами с их “All is pretty (все отлично и приемлемо), противопоставляя их эстетским образцам буржуазной поэзии.
На этой почве возникла новая догма – догма антиискусства и антикультуры, которая вводила в поэзию слова из еще не освоенной области субкультуры: бессмысленный протест, проявляющийся прежде всего в состояниях шока.