Реализм в произведениях Бунина
Говоря о прозе Бунина, исследователи всегда подчеркивают, что он явился одним из самых последовательных в XX в. продолжателей традиций русского реализма. Это мнение укрепилось еще и потому, что сам Бунин, пришедший в литературу в период бурного расцвета модернистских течений, открыто и резко выступал против них, а те не смогли увидеть новаторства Бунина. Но даже в случаях, когда Бунин брал традиционные для реалистов темы, он решал их по-иному, на другом философском и художественном уровне. Это был реализм, но реализм новый, вобравший и по-своему
Однако эксперименты в области художественной формы никогда не были для Бунина самоцелью, его отличал редкий дар цельности, органичности формы и содержания. Так складывался самобытный творческий почерк писателя, свидетельствующий не только о продолжении традиций, но и о “модерности” автора (определение самого Бунина).
Хотя признание пришло к Бунину довольно рано, подлинную известность ему принесла повесть “Деревня” (1910), вызвавшая бурную дискуссию в критике. Произведение это задело нерв русской литературы, да и всей русской общественной
Логически автор этих выводов не формулировал, но, продолжаем цитировать Г. Адамовича, “шумят в “Деревне” такие бури, звенит такое безысходное отчаянье, заложено в ней столько взрывчатых веществ, что, перечитывая повесть, невольно спрашиваешь себя: могло ли все это разрешиться благополучно?..”.
Приступая к этой теме, Бунин полемически отстраняется от предшествующей литературной традиции: “О деревне пока у нас было написано мало трезвого. Кающиеся дворяне, разночинцы принесли в литературу прикрашенность Антона-Горемыки… Я полагаю, что уже прошла та пора, когда о мужике гово- рили, а иногда и нужно было говорить, его идеализируя”.
Этот вывод разделял и М. Горький: “… Дворянская наша литература любила и прекрасно умела изображать крестьянина человеком кротким, терпеливым, влюбленным в какую-то неземную “Христову правду”, которой нет места в действительности, но о которой всю жизнь мечтают мужики, подобные Калинычу из рассказа Тургенева “Хорь и Калиныч” и Платону Каратаеву из “Войны и мира” Толстого”. Отсутствием идеализации, народо- поклоннических иллюзий будут отличаться произведения И. Бунина.
Однако его рассказы мало прочитать только как книги о крестьянстве. Писатель будет настаивать на том, что все сказанное им о русском мужике распространяется на национальный характер в целом. В отличие от других Бунин не видел существенной разницы между психологией крестьянина и помещика, считал, что и на тех и на других оставило свой след многовековое рабство. “Мне кажется, – напишет Бунин в период работы над “Суходолом”, – что быт и душа русских дворян те же, что и у мужика; все различие обусловливается лишь материальным превосходством дворянского сословия”. Писатель заметит, что его “интересуют не русские мужики сами по себе, а душа русских людей вообще…”.
Автор отразит не только светлые черты национального характера, но и его противоречивость, хаотичность, “пестроту” (как определит это качество Горький), подчеркнет трагические основы русской души.