Межпредметные параллели: реализм в украинской литературе
Величайшими представителями реализма считаются Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой — в русской литературе, Чарльз Диккенс — в английской, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Стендаль, Эмиль Золя — во французской. Среди европейских реалистов нужно выделить писателя, чье творчество оказало колоссальное влияние на развитие литературы во всем мире. С его именем связывают утверждение в мировом писательстве натурализма.
Это Эмиль Золя (1840-1902) — французский писатель, автор «Ругон-Маккаров» — серии из 12 романов, которые
Он призвал не избегать изображения отталкивающих деталей окружающего мира, в собственных произведениях показывал жизнь социального дна, болезненную психику человека и т. п. В Украине натурализм не приобрел большое распространение, хотя и имел определенное влияние на художественные поиски Ивана Нечуя-Левицкого («Бурлачка»), Ивана Франко («На дне», произведения бориславского
Именно им принадлежит заслуга проблемно-тематического и жанрово-стилевого обогащения поэзии, расширение ее образной и ритмомелодичной систем. Среди этого соцветия талантов выделяются две фигуры. Первая — Михаил Старицкий, который «завершает собой послешевченковскую эпоху в поэзии, эпоху медленного отхода от тем Шевченко и его манеры. Он с наибольшей яркостью провозглашает потребность переводов как стимул и начало дальнейшего развития языка.
В гражданской лирике он выразительно обращается от пророков и Старого Завета к гражданской поэзии россиян. Он переводит Гейне и пользуется им в собственных попытках ввести новые лирические жанры» (Николай Зеров).
Именно Старицкому принадлежит заслуга воспитания молодой литературной генерации 80-х — начала 90-х годов ХІХ столетия («Плеяда»). Леся Украинка неоднократно утверждала, что наибольшее значение из предшественников для нее имели Кулиш и Старицкий. Вторая фигура — Иван Франко — новатор, законодатель поэтической культуры, художник, который испытал и оригинально модифицировал почти все поэтические жанры и метрические системы. К вершинам мировой поэзии принадлежат его сборники «Из вершин и низин», «Завядшая листва», поэма «Моисей».
Творцами украинской прозы анализируемого периода являются Иван Нечуй-Левицкий, Александр Кониский, Афанасий Мирный, Михаил Старицкий, Иван Франко. В 80- 90-и годы этот ряд пополняют Борис Гринченко, Степан Ковалев, Елена Пчилка, Наталия Кобринская. Прозаики обогатили художественный мир украинского реализма разнообразием общественных типов:
Интеллигенты-просветители (Павел Радюк из романа «Тучи» Ивана Нечуя-Левицкого, Марк Кравченко из повести «Солнечный луч» Бориса Гринченко) крестьяне-правдоискатели (Николай Джеря из одноименной повести Ивана Нечуя-Левицкого, Чипка Варениченко из романа «Разве ревут волы, как ясли полные?» Афанасия Мирного и Ивана Билыка) рабочие и крестьяне (произведения бориславского цикла Ивана Франко, «Бурлачка» Ивана Нечуя-Левицкого), эмансипированные женщины («Товаришки» Елены Пчилки), женщины-проститутки («Проститутка» Афанасия Мирного).
Постоянным объектом художественного внимания в украинской прозе была сельская жизнь («Николай Джеря», «Кайдашева семья» Ивана Нечуя-Левицкого, «Бедствие давнее и сегодняшнее» Афанасия Мирного). Разнообразие тематики и проблематики украинской прозы 70- 90-х годов XIX столетия обеспечивалось изображением многих социальных типажей. «Историю народа в лицах» написали мастера слова, показав жизнь рабочих на шахтах («Отец и дочь» Бориса Гринченко) и нефтяных промыслах (бориславский цикл Ивана Франко), чиновничества («Пьяница» Афанасия Мирного), духовенства («Старосветские батюшки и матушки», «Афонский прохиндей» Ивана Нечуя-Левицкого), изобразив социальное зло и воровскую среду («На дне» Ивана Франко, «Разве ревут волы, как ясли полные?» Афанасия Мирного и Ивана Билыка).
Проблему формирования национально сознательного интеллигента поднял Иван Франко в романах «Перекрестные тропы», «Лель и Полель». Жанровое богатство украинской прозы в 70- 90-х годах определяется активным бытованием жанров рассказа (цикл «Баба Прасковья и баба Палажка» Ивана Нечуя-Левицкого, «Каторжная», «Звонок» Бориса Гринченко, «Ради праздника» Ивана Франко), новеллы, повести и романы.
Два последних жанра в эпоху реализма испытали особого расцвета и жанровых вариаций. Так, в украинской литературе данного тридцатилетия функционируют повесть социально-бытовая («Николай Джеря» Ивана Нечуя-Левицкого), семейно-бытовая («Кайдашева семья» Ивана Нечуя-Левицкого), повесть-хроника («Старосветские батюшки и матушки» Ивана Нечуя-Левицкого), идеологически-проблемная («Лихие люди» Афанасия Мирного, «Солнечный луч» Бориса Гринченко), историческая повесть («Захар Беркут» Ивана Франко, «Оборона Буше» Михаила Старицкого).
В 1886 году стараниями Ивана Франко во Львове был опубликован роман Анатоля Свидницкого «Люборацкие». Написанное в 1861-1862 годах, это произведение поднимало исключительно важную и актуальную проблему денационализации, которая приводит к деградации личности. Названное автором «семейной хроникой», это произведение переросло задекларированные жанровые рамки.
Афанасий Мирный и Иван Билик выступили творцами жанра социально-психологического романа («Разве ревут волы, как ясли полные?», «Проститутка»). Роман проблемно-идеологический появился из-под пера Ивана Нечуя-Левицкого («Тучи», «Над Черным морем») и Ивана Франко («Лель и Полель»). Несмотря на запрет обработки определенных тем (исторической, из жизни украинской интеллигенции), написаны исторические романы «Князь Еремия Вишневецкий», «Гетман Иван Виговский» Ивана Нечуя-Левицкого.
На смену повествования от первого лица приходит объективная манера изложения изображаемого от третьего лица.
Это расширило возможности художественной выразительности прозаического письма, которые показались в широком применении описаний — портретов, пейзажей, интерьеров. Панорамности изображаемого мира оказывали содействие авторские отступления, характерные для больших эпических полотен второй половины XIX столетия. Определяющими чертами украинского писательства 70-90-х годов были вера в общественно-преобразующую роль художественной литературы, влияние на нее национально-освободительного движения.
Эпические произведения Ивана Нечуя-Левицкого, Афанасия Мирного, Ивана Франко и других создали надежную основу для дальнейшего расцвета украинской художественной прозы. В условиях цензурных запретов, искусственно ограниченного функционирования украинского печатного слова важное значение приобретала драматургия.
Для нее в 70- 90-х годах были присущи широкая социальная проблематика, новые герои, совершенная художественная форма. Сценически воплощенные пьесы Марка Кропивницкого, Михаила Старицкого, Ивана Карпенко-Карого, Бориса Гринченко, Ивана Франко расширяли сферу влияния украинской литературы, ее функциональные возможности, общение с разными слоями народа. В Русской империи театральная сцена была единственно возможным официальным местом, где звучал украинский язык. Театр корифеев (Марк Кропивницкий, Михаил Старицкий, Иван Карпенко-Карый) стал наилучшей общественной, национальной и эстетичной школой. «Эти трое людей, — писал Иван Франко, — составили первую украинскую труппу, главными в которой со временем стали артисты Садовский и Саксаганский, дальше госпожа Заньковецкая и Затиркевич и немало других талантливых артистов и артисток.
Сложилась труппа, которой Украина не видела ни перед тем, ни после, труппа, которая возбуждала энтузиазм не только в украинских городах, а и в Москве, и в Петербурге, где публика часто имеет возможность видеть наизнаменитейших артистов мировой славы.
Игра украинских артистов была не дилетантской импровизацией, а следствием добросовестных студий, глубокого знания украинского люда и его жизни, освещенной интуицией больших талантов». К многопроблемным и разножанровым достижениям украинской драматургии анализируемой эпохи относят произведения «Мироед, или же Паук» и «Пока солнце сойдет, роса глаза выест» Марка Кропивницкого, «Не судилось», «Участь» Михаила Старицкого, «Мартын Боруля», «Хозяин», «Сто тысяч», «Суета», «Житейское море» Ивана Карпенко-Карого, «Лимеривна» Афанасия Мирного, «Степной гость», «Среди бури» Бориса Гринченко, «Учитель», «Сон князя Святослава», «Украденное счастье» Ивана Франко.