Реализм Достоевского наиболее четко подчеркивает проблемы общества, а его нестандартные решения вызывают кучу критики и споров. Сам он моделировал Раскольникова как типичный образ. Мы могли бы идти другим путем, полярного толкования образа Раскольникова — так, как интерпретировал Раскольникова бунинский герой.
Тот воспринимал его просто как иллюстрацию мысли писателя (причем ложной), что преступления без наказания вообще не бывает.
Однако отображать реализм, в том числе и Реализм Достоевского, к отображению или проявлению определенной ситуации в конкретном обществе — обозначает вынос этого художественного метода за границы искусства. И сами приступные действия Раскольникова, и его личное отношение к наказанию в действительности имеют отношение не к его «нигилизму» или авторскому «анти нигилизму». Они типичны, потому что отображают типичный путь в сердце человека — и до человеческого сердца.
Сказанные в начале романа «Преступление и наказание» грубые, жестокие слова «всему подлец-человек привыкает…» принадлежат не Достоевскому (хоть его опыт пребывания на каторге должен был бы удостоверять это), а Раскольникову, который такого опыта не имел. Однако мысль о «подлеце человеке» появилась у него после знакомства с типичным персонажем, выведенным
Достоевским еще в его первой повести «Бедные люди». Этот персонаж, который в начале второго раздела знакомится с Раскольниковым в кабаке и рекомендуется как титулованный советник Мармеладов, сильно напоминает Девушкина: приторно-сладкой фамилией, любовью к «высокому и прекрасному» среди грязи реальной жизни, слабой волей и нежеланием смотреть в глаза этой самой жизни, а главное — манерой высказывать свои мнения.
Дочка прекраснодушного Мармеладова вынуждена торговать своим телом, чтобы содержать семью, которую сам Мармеладов кормить не может.
Однако какой же колодец сумели выкопать! — цинично думает Раскольников после встречи с Мармеладовым и после того, как он услышал его слезный рассказ о несчастье его семьи. То есть как Сонечка Мармеладова якобы без «помех» и «страхов» занимается проституцией, так и он, Раскольников, может и должен убить.
Обратите внимание на слово вообще в этом монологе Раскольникова. Это его эврика, его поспешный вывод, ложное «открытие». Сам, отказавшись от поспешных выводов, автор романа именно этот отказ делает ли не основным сюжетным стержнем. Герои Достоевского Пробираются к истине сквозь дебри абстракций.
Истина конкретна, жива, как живой Христос.
- Фантастический реализм Достоевского В свое время Достоевскому довелось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изображает жизнь в столь резких столкновениях, конфликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жесток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и т. д. В конечном счете вопрос ставился так: можно ли назвать Достоевского реалистом, т. е. ... Читать далее...
- Фантастический реализм Достоевского (писатель о своем творчестве) В свое время Достоевскому довелось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изображает жизнь в столь резких столкновениях, конфликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жесток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и т. д. В конечном счете вопрос ставился так: можно ли назвать Достоевского реалистом, т. е. ... Читать далее...
- Тест к роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского 1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский Г. Гораций 3. Кто в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» воплощает христианский идеал самопожертвования? А. Марфа Петровна Свидригайлова Б. Дуня Раскольникова В. Соня ... Читать далее...
- Смысл заглавия романа Достоевского «Преступление и наказание» Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание». Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как ... Читать далее...
- Символизм и реализм Оба этих литературоведческих термина имеют совершенно определенное содержание, но творчество каждого крупного художника обогащает это содержание и открывает в нем новые грани. Творческому методу Достоевского, который он сам называл «реализмом в высшем смысле», исследователи впоследствии давали самые разные определения, в том числе «символический реализм» или «реалистический символизм». Между этими двумя определениями, конечно, есть разница, но ... Читать далее...
- Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Общая характеристика главного героя романа — Родиона Раскольникова (социальное и имущественное положение, черты характера, образ жизни и т.п.). II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: а) деление человечества на «два разряда»; б) предназначение людей «высшего разряда» (сказать «новое слово», сделать «первый шаг»); ... Читать далее...
- В Петербурге Достоевского Цель урока. Помочь учащимся не только увидеть Петербург Достоевского, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать гнетущую обстановку безысходности жизни человека, которому «пойти некуда»; подвести к осмыслению основного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. Оборудование и наглядный материал. Тексты романа, иллюстрации к роману » Преступление ... Читать далее...
- Феномен «другой прозы». Аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм Авторы андеграунда (или «подполья») требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться под требования редакторов. Писателей «роднит» одно очень существенное обстоятельство. Они остро полемичны по отношению к советской действительности и ко всем без исключения рекомендациям социалистического реализма насчет того, как эту действительность изображать, в первую же очередь ... Читать далее...
- РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»; (1866) Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман «Пьяненькие»). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея ... Читать далее...
- Что такое РЕАЛИЗМ РЕАЛИЗМ — творческий метод и литературное направление в русской и зарубежной литературе XIX-XX веков. Основной особенностью реализма является социальный анализ, художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно освоить закономерности общественного развития. Поэтому для реализма особенно характерно изображение типических характеров и типических обстоятельств (см. Тип, Типическое). К реализму принадлежали самые разные писатели, поэтому художественное ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма ... Читать далее...
- Темы сочинений < p>1. Композиция романа «Преступление и наказание» и ее роль в раскрытии основной идеи произведения. 2. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. 3. Отношение автора к герою в романе «Преступление и наказание». 4. Противоречивость характера Раскольникова. 5. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». 6. Психологические двойники Раскольникова и их роль в романе «Преступление и ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний ... Читать далее...
- Краткая характеристика произведения «Преступление и наказание» Достоевского Ф. М «Преступление и наказание» — идеологический, философский роман, роман-эксперимент. Проверяется теория, согласно которой «избранные» «право имеют» распоряжаться жизнями «тварей дрожащих». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов — действуют по этому принципу, не задумываясь. Бесчеловечная идея приводит героя к разладу с людьми и с самим собой. Петербургский пейзаж — не просто фон, это самостоятельный персонаж, влияющий на ... Читать далее...
- На чем основывается утверждение Ф. М. Достоевского, мастера реалистического романа, что «самую сущность действительности» для него составляет «почти фантастическое и исключительное»? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Часто называют фантастическим реализм Достоевского. С подобным мнением сложно не согласиться, по той причине, что в его произведениях сочетаются, одновременно, реальные события и вымысел, бытовые моменты жизни и мистика, комичные и трагические ситуации. По мнение самого Достоевского, он обладал собственным, и при этом особенным взглядом на действительность. Большинство людей подобное могут расценивать, как почти фантастические ... Читать далее...
- Что явилось причиной преступления Раскольникова? Что явилось причиной преступления Раскольникова? а. Злость на старуху-процентщицу б. Бедность в. Желание самоутверждения г. Жажда свободы Кто является кумиром Раскольникова? а. Робеспьер б. Наполеон в. Александр Македонский г. Гораций Кто в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» воплощает христианский идеал самопожертвования? а. Марфа Петровна Свидригайлова б. Дуня Раскольникова в. Соня Мармеладова г. Катерина ... Читать далее...
- Реализм — литературно-художественное направление Реализм — литературно-художественное направление, которое окончательно сформировалось приблизительно в середине ХIХ ст. и разработал принципы аналитического осмысления действительности и жизненно достоверного ее изображения в художественном произведении. Реализм раскрывал сущность жизненных явлений через изображение героев, ситуаций и обстоятельств, «взятых из самой действительности». Писатели этого направления исследовали внешние (конкретные социально-исторические) и внутренние (психологические) факторы описываемых ими событий, ... Читать далее...
- Анализ романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман «Пьяненькие»). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея ... Читать далее...
- Как в контексте романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» следует понимать фамилию главного героя? Как в контексте романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» следует понимать фамилию главного героя? Приступая к рассуждению по данной проблеме, подчеркните, что имена героев Ф. М. Достоевского зачастую несут важный символический смысл. Так, по словам Г. Гачева, в фамилиях персонажей, наделенных дьявольскими чертами, слышится слово «рог»: Ставрогин, Рогожин, Свидригайлов. Герой «Преступления и наказания» чиновник ... Читать далее...
- Литературный процесс: ренессансный реализм Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался в самостоятельное направление в XVII в., но оказал существенное влияние на художественное мировоззрение писателей барокко и классицизма. В отличие от гуманизма эпохи Возрождения ренессансный реализм ... Читать далее...
- «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…» (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» (1866) открывает собой череду «великих» романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. «Преступление и наказание» — идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение — новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял ... Читать далее...
- РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ В преподавательской среде широко известен ответ ученика на вопрос о реализме: «реализм правдиво изображает реальность». Простодушному ученику невдомек, что, пользуясь таким вот нехитрым критерием, мы и фон- визиновского «Недоросля», и державинскую «Фелицу», и карамзинскую «Бедную Лизу», и уж тем более «Путешествие из Петербурга в Москву» неистового Радищева отнесем к реализму — потому ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: полон лес Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ПОЛОН Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : полон, полона, полону, полоном, полоне, полоны, полонов, полонам, полонами, полонах Начальная форма ... Читать далее...
- Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание» Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Понятие главного и второстепенного персонажей. Главные герои несут на себе основную проблемно-идейную нагрузку, их характеры и жизненные позиции показаны автором максимально подробно, они активно участвуют в сюжете. Второстепенные персонажи обрисованы не столь подробно, лишь периодически подключаются к сюжету, но имеют все же свою собственную ... Читать далее...
- Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается ряд общечеловеческих проблем: может ли человек во имя высокой идеи совершить преступление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Главный герой романа, студент Родион Раскольников (сама фамилия ... Читать далее...
- «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Ф. Анненский) (по одному из романов Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание» или «Идиот») Высказывание Анненского наиболее тесно связано с образом Сони Мармеладовой. Вообще, роман Достоевского «Преступление и наказание» — роман идеологический, каждый герой здесь — носитель идеи. Идея не то же самое, что теория; у Сони нет теории, но есть идея. Раскольников и Соня по своей жизненной позиции прежде всего противопоставлены. Но в них есть и общее: прежде ... Читать далее...
- Пути правды в произведениях Достоевского Пути правды в произведениях Достоевского I. «Это вечное искание и называется жизнью» (Достоевский). II. Борьба идей в романах Достоевского. 1. Мастерство писателя в изображении социальных контрастов. 2. «Всего себя в пользу всех» — этический идеал автора и воплощение его в философии разных героев (Раскольников и князь Мышкин). 3. Бунт Раскольникова и трагедия его личности. 4. ... Читать далее...
- Итоговый урок по творчеству Ф. М. Достоевского Тип занятия. Клуб интеллектуального чтения. Тема. Душа в мире бизнеса, или Нужен ли нам Достоевский? Предварительные задания 1. Инсценировка эпизода «Признание Раскольникова Соне». 2. Инсценировка «Критики о Достоевском». 3. Сообщение «Терроризм сегодня как «разрешение крови по совести»». 4. Выступление по поводу фильма Джулиана Джарэлда » Преступление и наказание» (Англия). 5. Выступление по поводу фильма Анджея ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Принцип вседозволенности по теории Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Все знают, что за совершение преступления, должно последовать наказание. Данная тема подробно раскрыта в романе Михаила Федоровича Достоевского «Преступление и наказание». В основе романа лежит тема теории Раскольникова, построенная по принципу вседозволенности. Цель данной теории — всеобщее благо, разорвать путы нищеты и горечи. Теория выглядит в принципе гуманно, но цель данной теории не оправдывает средства. ... Читать далее...
- Реализм в романе «Война и мир» Трудно по-настоящему понять невероятную детализацию и описанные события Львом Николаевичем Толстым >>> , фактически не прочитав некоторые из его работ. Лев Толстой был уникальным человеком со своей точкой зрения на жизнь и на все вокруг, что окружает нас. Под влиянием опыта боевых действий в Крымской войне, Лев Толстой написал свой шедевр «Война и мир», где ... Читать далее...
- Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе Война и мир Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и мир» I. «Героем моей повести была правда». Толстой о своем взгляде на войну в «Севастопольских рассказах», ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве. II. Характер изображения войны в романе-эпопее в общей концепции истории по Толстому. Война 1805-1807 годов и «народная война» 1812 года. ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: игра идет в одни ворота Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ИГРА Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное Формы : игра, игры, игре, игру, игрой, игрою, игр, играм, играми, играх Начальная форма ... Читать далее...
- ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия. Преступление занимает одну часть романа, а наказание — пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях. В своем ... Читать далее...
- Реализм как направление в мировой литературе. Общая характеристика литературы XIX в В XIX в. в Европе и США была создана удивительно разнообразная литература, значительно обогатившая духовную и художественную культуру человечества. Основными ее направлениями или, точнее, системами художественного творчества были романтизм и реализм. Литературу романтизма вы изучали в 9-м классе, а значит есть возможность подробно ознакомиться с литературой реализма. Прежде всего следует определить расположение реализма и романтизма ... Читать далее...
- Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Мастерство обнаруживается не в Чувственной красоте форм, а во Внутренней одухотворенности, и это Приводит к мастерству изображения. Гегель Все произведения Федора Михайловича Достоевского глубоко психологичны. Основной задачей писателя является раскрытие духовного мира Человека. Внутренний мир героев предстает перед нами в особом ракурсе: мы почти не видим у Достоевского нейтральных психологических состояний, душевная жизнь показана в ... Читать далее...
- План сочинения: Музыка в романе Достоевского «Преступление и наказание» Музыка в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, не только фон, но и духовная атмосфера, средство передачи мыслей и чувств героя. Музыка органически входит в изображаемую писателем жизнь. Диапазон музыки у Достоевского широк — от шарманки до музыки оперной и симфонической. Музыкальный фон в романе «Преступление и ... Читать далее...
- Особенности композиции романа Достоевского «Преступление и наказание» Особенности композиции романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Что такое композиция. Под композицией обыкновенно понимают состав и последовательность расположения частей и элементов произведения, систему взаимодействия его образов между собой. II. Главная часть Сложность и неоднозначность (символичность) композиции романа Достоевского. Композиционные эффекты у Достоевского осуществляются на разных уровнях: на уровне сюжета, системы персонажей, системы ... Читать далее...
- Философия индивидуализма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (План) Теория Раскольникова — «знаменье времени». Новые условия жизни — после реформы 1861 года. (Развитие буржуазных отношений. Эгоистическая война «всех против всех». Социальное неравенство.) Внутреннее развитие личности в сложную эпоху. (Личность Наполеона — пример индивидуалистической жизненной философии «сильной личности». Интерес к этой теме — со времен Пушкина («Цыгане», «Евгений Онегин»). Выбор своего пути. Мечта о собственном ... Читать далее...
- Анализ картины Перова «Портрет Ф. М. Достоевского» Портрет Ф. М. Достоевского был написан русским живописцем Василием Перовым, с 1866 года — академик Петербургской академии искусств. Основатель общества передвижников. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности. Признанный мастер бытового жанра и портрета. «Портрет Ф. М. Достоевского » — картина, написанная Перовым в 1872 году по заказу П. М. Третьякова, который ... Читать далее...
- «В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь описания неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек — это тайна, в особенности русский человек. В этом заключается ключ к постижению характера Раскольникова. Сама фамилия героя указывает на двойственность, внутреннюю неоднозначность образа. Мучительная внутренняя борьба ни на ... Читать далее...
Реализм Достоевского