Новелла В. Стефаника «Новость»
В самом деле, лаконизм выражения М. Горького, который стал названием этого произведения, до сих пор вызывает в В. Стефаника самые тяжелые ощущения. За ними пропасть человеческого горя, страданий, переживаний. Каждое выражение писателя это пружина, которая выстреливает правдой.
Читая новеллы В. Стефаника, забываем о себе, грустим, приходим в ужас, думаем, находимся под магическим действием художественного слова.
Писать «коротко и сильно» дается не каждому писателю. Одним — легко написать несколько страниц, а другим — целую книгу.
Полнее раскрылся талант В. Стефаника как художника слова в новелле «Новость». Все обрисованные писателем драмы и трагедии из жизнь крестьянства не идут в сравнение с той, что является объектом изображения новеллы. В ней до глубины души поражает не только внешний конфликт, трагедия детоубийства как следствие нечеловеческих условий существования, но и конфликт внутренний — трагическое раздвоение в душе отца: дать детям медленно умирать в
По этому поводу следует вспомнить выражение Шекспира: «что благороднее: укрываться от судьбы и боль от острых стрел ее терпеть, или, столкнувшись в сердце с морем бедствия, положить всему конец». Это что же делать человеку, какой выбор сделать, чтобы он был верным? На эти вопросы и старается дать ответ В. Стефаник в новелле «Новость» Селом прокатилась новость: Григорий Летающий утопил в реке свою девочку. Тут не просто потрясение старинных устоев, не просто распад семьи, здесь страшнее и всех мыслимых общественных катастроф — детоубийство, самоуничтожение семьи.
Когда возникло человеческое общество, забота о продолжении рода стояло выше инстинкта личного самосохранения. Так было, так и есть сей час.
Детоубийство Всегда было тягчайшим преступлением, наказывалось очень сурово. Стефаник старается понять поступки своего главного героя Григория Летающего. Он — целиком нормальный человек, и вдобавок совершает преступление не в угаре, не под гарячую руку, а сознательно, с заранее обдуманным намерением.
Почему?.. Наверное, потому, что «этого дома и чума забоялась бы», дети день и ночь просят есть, в бессилии что-то изменить в положении семьи Григорий становится злым, впадает в отчаяние. Кинув детям ломоть хлеба, он потрясает дом страшными проклятиями, которые пронизывают здание холодом и страхом.
Но девочки уже привыкли к этим страшным проклятьям, ломоть хлеба занимал их внимание. Отец с каждым днем все яснее видел перед собой живых «мертвецов». Именно это становится завязкой новеллы, мысли о безысходности положения утверждается в сознании Григория Летающего, мысль об обреченности детей. Уже осенью дети напоминают мертвецов, а что будет зимой?
Голодной смерти не избежать! Через большие душевные страдания отыскал герой единый, по его мнению, выход — смерть — единое спасение.
Трагизм ситуации усиливается тем, что отец делает все, чтобы скрасить последние минуты жизни девочек: «и добрый ужин, и обещание развлечения». Но преступление скоро: «борзенько взял доцьку и из всей силы бросил в воду». Стало ли ему от этого легче? Может, и так, но это было мгновенным психологическим, своеобразным спадом после продолжительного душевного напряжения.
Несмотря на скорбность общего тона, последняя сцена несет будто какое-то просветление. Отец отпускает Гандзю, давая ей хворостину, чтобы от собак отбиваться… А сам идет за наказанием, вывод один — искалеченные жизнью, затурканные бедой и безысходностью, герои В. Стефнныка имеют здоровую мораль.
Однако ни один человек, даже при любых условиях, не имеет права на преступление, так как мир прекрасен! Земля, как сказка! Лучшего солнца нигде нет», — напишет немного позднее В. Симоненко.