Лирическая новелла “Дым” Марии Конопницкой

Некоторые из ее стихотворений стали песнями русских рабочих, включались в сборники революционных стихов и песен (“Вольный батрак”, “Как король шел на войну” и др.). Прогрессивные издательства выпускали ее рассказы для народных и школьных библиотек. Великая польская писательница, видевшая свою миссию в “служении народу”, служила ему и в мировой литературе, подарив маленьким читателям 12 книжек, связанных, как и все ее творчество. Среди этих сочинений много стихов, поэмы, сказки, рассказы, альбом “Песни для детей” (1891) – в содружестве с композитором П. Носковичем,- сборник новелл “Чтение для Тадика и Зоей” (1892), переведенный у нас под названием “Ласточка и другие рассказы” (М., 1910).

Однако наибольшим успехом у русских читателей всех возрастов пользовались ее остросоциальные рассказы из жизни деревенской и городской бедноты.

В творчестве Конопницкой, правда, еще робко, намечается тема рабочего класса. Лирическая новелла “Дым” (1889) – о тревожных предчувствиях и гибели молодого кочегара при взрыве котла – в издании “Посредника” ориентирует читателей измененным заглавием: “Фабричный дым. Рассказ из жизни рабочего пролетариата” (М., 1908).

Чуждая шовинизма и национальных предрассудков, Конопницкая откликнулась на призыв Элизы Ожешко принять участие в борьбе с антисемитизмом жгучим рассказом “Мендель Гданьский” (1889), который создал ей популярность во многих странах и только на русском языке издавался более 20 раз. В рассказах о детях, прозябающих в нищете и убожестве, не сознавая ужаса своего положения, писательница выступает как глубокий психолог, знаток мировой души. Обличительный пафос таких сочинений усиливается резким несоответствием мажорного восприятия событий ребенком-рассказчиком и подлинного трагизма происходящего: “Наша кляча” (1890), “После школы” (1892). К форме открытого обличения Конопницкая переходит в рассказе “Со взломом” (1892).

Адвокат в своей защитной речи на суде смело обвиняет государственный строй, прокурор же, действуя по букве закона, выносит суровый приговор пятерым изголодавшимся пастушатам только за то, что, проникнув в плохо прикрытую избу, они “съели три куска сыра и целый фунт хлеба”. Прокурору важно установить, что кража была произведена “со взломом”, а то, что эти мальчишки даже не помнят вкуса хлеба, к “делу” отношения не имеет.

Избранные творения Конопницкой в стихах и прозе представлены в сборниках “Стихи и рассказы” и “Ходит песенка по свету. Стихи и сказки”. Напечатаны в новых переводах лучшие образцы пейзажной лирики, разнообразные по ритмам потешные стишки в духе детского фольклора, стихи, ставшие народными песнями, прелестные сказочные поэмы (“Янек-странник”, “По ягоды”, “Путешествие на аисте”) и др.

Особое место в творчестве Конопницкой занимает повесть “О гномах и сиротке Марысе” (1895). В этой красивой сказке фантастический элемент тесно переплетается с бытовым. Используя мотивы национального фольклора – народных сказок, песен и поверий, писательница рисует поэтические картины природы и трудовую жизнь польских крестьян.

Добрые волшебники-гномы вмешиваются в судьбу девушки-сироты Марыси и бедного крестьянина Скарбека, в семье которого после многих невзгод она находит приют и ласку.



Лирическая новелла “Дым” Марии Конопницкой