Готическая литература, роман, новелла. Карамзин Сиерра-Морена. (Карамзин Н. М.)
С конца XVIII века жанровые признаки новеллы проявляются в ином, отличном от авантюрной прозы, типе повествования. Это – готическая литература, или литература ужасов. В Россию она проникает с романами А. Радклиф, М. Гр.
Льюиса, находит здесь многочисленных поклонников и подражателей.
Разбойники и подземелья,
С полдюжины на башне сов;
Луна чуть светит сквозь ущелья;
Вдали шум ветра, вой волков;
Во сне моим героям снятся
Дракон в огне, летящий гриф,
Страх, ужас вслед за ними мчатся…
Вот вам роман a la Radcliff.
Так
Так, история мнимого мертвеца, столь комично описанная Чулковым в “Скупом и воре”, предстает в абсолютно противоположном смысловом наполнении у Карамзина в его предромантической новелле “Сиерра-Морена”.
Ее главная героиня,
Новеллистическая острота, напряженность переносятся Карамзиным во внутренний, психологический план. Непредсказуемые повороты чувства отражают зависимость героев от каких-то таинственных, “роковых” сил, познать которые им не дано и которые с фатальной неизбежностью влекут героев к гибели. Мотив вселенского одиночества, в котором нетрудно угадать настроения будущих романтических поэм Байрона и Лермонтова, завершает повествование.
Источники:
- Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII – начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с
Аннотация:
В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.
Related posts:
- Готическая литература, роман, новелла. А. А. Бестужева Замок Эйзен (*Общие критические статьи) В готической новелле А. А. Бестужева “Замок Эйзен” перед читателем предстает весь арсенал ужасов, о которых говорится в пародии О. Сомова,- подземелья, убийства – одно страшнее другого. Действие происходит в средневековом замке – страшном символе насилия и зла. И здесь вновь возникает столь любимый русской новеллистикой начала XIX века мотив – мотив оживающего мертвеца. Однако […]...
- Теория литературы: Что такое новелла? Новелла – жанр по преимуществу прозаический, хотя в разные времена она включала в себя стихотворные куски. Новелла в прозе с начала XIX в. возникает повсеместно в Америке и в Европе, оказывая влияние на развивающийся роман, что особенно заметно в России. В свою очередь, роман, по М. М. Бахтину, окрашивает многие соседствующие жанры, появляются жанровые гибриды. […]...
- Что такое Новелла? Определение Новелла (от итал. novella – новость) – малый повествовательный жанр, произведение небольшого объема, рассказ с остро развивающимся сюжетом. В центре внимания автора новеллы – “неслыханное происшествие” (Гете). Для новеллы характерно противопоставление ситуаций, острый драматический конфликт, композиционная четкость, предельная концентрация на ядре сюжета – одном необыкновенном событии, неожиданная развязка. По замечанию Э.Я. Фесенко, “новелла в отличие […]...
- Что такое новелла? Новелла – это литературный жанр, оформленный в виде прозы. Она меньше романа с его описательной детализацией моментов, но больше рассказа. Обычно новелла не так популярна среди читателей, как другие эпические жанры большого размера. Но ее написание требует немалого творческого воображения и точных выразительных средств. Ведь автор должен уместить в краткий объем максимум личностных эмоций, заостренный […]...
- Новелла В. Т. Нарежного Ирена (*Общие критические статьи) Русская проза начала XIX века, и новелла в том числе, уже пробовала найти связь между судьбой частного человека и общей исторической жизнью – путь, который в дальнейшем приведет к созданию больших эпических полотен (например, “Капитанской дочки”, “Войны и мира”). На фоне исторических событий происходит действие новеллы В. Т. Нарежного “Ирена”, стилизованной под древнерусское повествование. Сюжет […]...
- Новелла Ивана Новикова Повести о Фроле Скобееве (*Общие критические статьи) Новелла Ивана Новикова была свободной переделкой авантюрной “Повести о Фроле Скобееве”: автор переменил имена, осложнил фабулу многими бытовыми деталями, ввел новые действующие лица. В новом обличий предстал и главный герой повести – Селуян Сальников. Не просителем, как Фрол Скобеев, но хозяином положения. Зазевавшемуся свекру практичный Селуян дает “подмахнуть” купчую на 2600 дворов вместо предложенной на […]...
- Матвеева Новелла Николаевна Матвеева Новелла Николаевна родилась в Детском Селе (ныне г. Пушкин) Ленинградской области в семье географа, историка-краеведа Н. Н. Матвеева-Бодрого и поэтессы Н. Т. Матвеевой-Орленевой. Дед Новеллы, Н. П. Матвеев-Амурский, также был поэтом и автором первой “Истории города Владивостока”. Стихи Новелла Матвеева начала писать с детских лет, что весьма объяснимо учитывая семейное окружение. Мелодии первых песен […]...
- Новелла Одоевского Привидение (*Общие критические статьи) И совсем уже двойственный характер носит новелла Одоевского “Привидение”, завершающая сборник. Повествовательная техника здесь крайне усложнена. Желание молодой графини, переодевшейся в белое покрывало, “проучить” сына заканчивается для нее трагически. Сбывается проклятие матери, старой графини, и, судя по всему, это и есть развязка. Но, как потом выясняется,- ложная. Молодой человек неожиданно сообщает рассказчику, что “графиня здравствует […]...
- Новелла М. Д. Чулкова Скупой и вор (*Общие критические статьи) Линию плутовской новеллы в нашем сборнике продолжает “Скупой и вор” М. Д. Чулкова. По своей форме эта новелла близка к бытовому анекдоту – жанру, нацеленному на воспроизведение комически характерного в жизни людей современной автору эпохи. Как и у Новикова, в новелле Чулкова нет четкого деления героев на плохих и хороших. Писатель изображает среду, в которой […]...
- Краткая биография Николай Михайлович Карамзин (Карамзин Н. М.) Н. М. Карамзин (1766-1826) – глава русского сентиментализма, писатель, поэт, историк. Родом из симбирских дворян, Карамзин получил образование в московском пансионе профессора Шадена, одновременно посещал лекции в Московском университете. После недолгой службы в Преображенском полку (1783) вышел в отставку и в 1784 г. Возвратился в Москву, где сблизился с участниками масонского “Дружеского литературного общества”: А. […]...
- Новелла Г. Косынки “Мать”: психологизм художественной детали Григорий Косынка (настоящая фамилия – Григорий Стрелец) – выдающийся новеллист 20-х годов. Его новеллистические дебюты в 1920-1922 гг. привлекали внимание как писателей, так и литературоведов. Основоположник этого жанра В. Стефаник назовет его своим сыном. Соответственно миропониманию и мироощущению, Косынка не стал послушным иллюстратором выдуманных властью и критикой побед революционных идей в послеоктябрьской Украине. Он реально […]...
- Новый роман и творчество Клода Симона (Литература XX века) Французский прозаик Клод Симон принадлежит к школе “нового романа”, или – по другому распространенному обозначению – “антиромана”. Как отмечают специалисты-литературоведы, за последние десятилетия ни одно явление литературы не инициировало столько споров, как “новый роман”. Спорили даже сами “новые романисты”, отрицавшие существование единою направления и отстаивавшие каждый свою неповторимость. Со временем споры поутихли, “новый роман” стал […]...
- Биография Матвеева Новелла Николаевна (р. 1934) Матвеева Новелла Николаевна (р. 1934), поэтесса. Родилась 7 октября в городе Пушкин Ленинградской области. С детских лет пишет стихи. Печатается с 1958. Первый сборник вышел в свет в 1961; затем последовал второй сборник – “Кораблик” (1963). Матвеева сразу стала необыкновенно популярной – она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку […]...
- Новелла В. Стефаника “Новость” В самом деле, лаконизм выражения М. Горького, который стал названием этого произведения, до сих пор вызывает в В. Стефаника самые тяжелые ощущения. За ними пропасть человеческого горя, страданий, переживаний. Каждое выражение писателя это пружина, которая выстреливает правдой. Читая новеллы В. Стефаника, забываем о себе, грустим, приходим в ужас, думаем, находимся под магическим действием художественного слова. […]...
- И. И. Лажечников и его роман “Ледяной дом” (Литература XIX века) В 1835 году русская читающая публика с восторгом встретила исторический роман “Ледяной дом” – новое произведение уже известного ей писателя Ивана Ивановича Лажечникова. Интерес к отечественной и мировой истории в то время был огромен: одно за другим выходили в свет многотомные сочинения русских и иностранных авторов. На книжные полки легли “История Государства Российского” Н. М. […]...
- Новелла Н. Волнового “Кот в сапогах” Н. Волновой – писатель, рожденный революцией, ею призванный к творчеству. Поэтому революция в его произведениях часто появляется в образе Матери, в образе Марии, в образе Женщины. Своеобразным символом, настоящим образом революции выступает женщина в новелле “Кот в сапогах”, товарищ Жучок. С глубокой задушевностью, солнечной привлекательностью рисует художник того “кота в сапогах”, товарища Жучка – женщину, […]...
- Лермонтов, Герой нашего времени. Тамань. Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла Найдите в тексте картины и сцены романтического и реалистического планов. Как они между собой связаны? В “Тамани” сталкиваются романтическая и реалистическая стихии романа: необыкновенная прелесть и очарование тонкого романтического колорита и реалистичность, выразившаяся в безукоризненном жизненном правдоподобии. Так, Печорин с самого начала понимает безрассудность тех отношений, в которые он вступает с контрабандистами и ундиной. Но […]...
- Роман Лавка древностей Диккенс образ и характер Нелли (Литература XIX века) Пятым по счету романом Диккенса была “Лавка древностей”, начатая в 1840 году, в марте. Вам покажут в Лондоне лавку. Двухэтажный деревянный домик похож на сгорбленного старичка, попавшего в толпу мрачноватых, но рослых молодцов: вокруг современные дома. За стеклами, как и полагается в антикварной лавке, видны всякие старинные предметы. Лестница, должно быть, скрипучая, ведет прямо от […]...
- Подробный разбор День первый новелла вторая Декамерон (Джованни Боккаччо) “Еврей Авраам, вследствие уговоров Джианнотто ди Чивиньи, отправляется к римскому двору и, увидев там развращенность служителей церкви, возвращается в Париж, где и становится христианином”. Тема: Уличение служителей церкви “высшего эшелона” (кардиналов), во множестве грехов, таких как, “сладострастие не только в его естественном виде, но и в виде содомии…”, “получении милостей, влияния куртизанок и мальчиков”, впадение […]...
- Фацеции Переводная новелла в русской литературе ФАЦЕЦИИ (от лат. facetia – насмешка, острота) – сборник коротких анекдотов, комических рассказов, переведенный на русский язык в конце 1679 г. В науке принято латинское название сборника, в русских рукописях он называется “Повести смехотворны…”. В русскую литературу Ф. пришли через Польшу. Польский сборник “Фацеции, или Жарты польские” был составлен около 1570 г. на основе различных […]...
- Литература начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого времени еще носит на себе отпечаток страны: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы большей частью остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени; жанры наследуются в основном от XVII века; это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в […]...
- Новелла Фаталист. Герой нашего времени. (Лермонтов М. Ю.) Фаталист.- Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова (1812-1905), “Фаталист” “списан с происшествия, бывшего в станице Червленпой с (Акимом Акимовичем.- И. Ч.) Хастатовым”, дядей Лермонтова: “По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым”. Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. […]...
- Новелла “Легкое дыхание” – Из истории создания В канун первой мировой войны вопрос о “смысле жизни” горячо обсуждается в русской литературе и журналистике. На смену старым теориям, утверждавшим “смысл жизни” заранее установленный и общий для всех, в виде ясной и простой цели, пришли новые. Наиболее популярной из них была теория “живой жизни”, которую проповедовал известный писатель-реалист В. Вересаев. В художественной прозе близкие […]...
- НОВЕЛЛА “ТАМАНГО” (сочинение-отзыв) Новелла “Таманго” произвела на меня неизгладимое впечатление. В основу описанной Проспером Мериме истории легло не какое-то определенное событие. Необходимые детали писатель выбрал из вышедших в разное время книг, из газетных заметок и журнальных статей. Местный колорит – несколько йолофских слов и реалий – он мог заимствовать из дневниковых записок кого-либо из африканских путешественников тех лет. […]...
- Биография Сомон Петрович Бабаевский роман Белый свет (Литература XX века) Писатель и в этом романе продолжил поиск героя, осуществляющего социальный и общественный прогресс, без чего нет ведь и прозы С. Бабаевского. И надо отдать ему должное, он действительно угадал в Ивано-младшем молодого и образованного специалиста, способного вырасти в руководителя нового типа, в котором уже тогда остро нуждалась экономически крепнущая деревня. Но сын Иван не обрел […]...
- Массовая литература в начале XXI века Массовая литература сейчас, по мнению социологов, занимает более 90 процентов всего литературного потока. Она апеллирует к стереотипам сознания и каноническим жанрам развлекательной литературы (мелодрама, детектив, любовный Роман, фантастические, приключенческие и исторические романы). Писатели используют эстетические шаблоны этих жанров, чтобы в легком непритязательном повествовании рассказать об узнаваемой читателем повседневной жизни, в которой встречается то необыкновенная любовь, […]...
- Японская литература часть 2 (Литература XVII-XVIII веков) Горожанин эпохи Сайкаку в своем стремлении к личной свободе естественно становился противником тех феодальных законов, которые его ограничивали. Вместе с тем в своей семейной жизни он желал сохранить безграничную власть над младшими членами семьи, неограниченное право распоряжаться имуществом. И вот оказывалось, что средневековые нормы и обычаи помогали ему сохранять и укреплять свое главенство. Прелюбодеяние каралось […]...
- Чему меня учит новелла О. Генри “Последний листок” Чему же учит меня новелла “Последний листок”? Я считаю, что сам автор, человек с нелегкой судьбой, за основу произведения взял кадр из своей жизни. Разве будучи в тюрьме целых пять лет Уильям Сидни Портер (таково настоящее имя писателя) не мог разочароваться, а выйдя на свободу, закончить литературную карьеру и жить иначе, хуже. Не напоминает ли […]...
- Помогитесочинение по литературе за пятый класс на тему древнерусская литература) пятый класс литература Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая […]...
- Японская литература (Литература XVII-XVIII веков) В истории всемирной литературы важную роль сыграли писатели, жившие на рубеже нового времени в быстро развивавшихся городах. Внутри феодального общества рождались новые классы, шла борьба за свободу общения и обмена, а это вело и к обмену духовными ценностями. Росло стремление учиться у тех современников, которые успели дальше шагнуть по пути развития новой культуры. “Плоды духовной […]...
- НОВЕЛЛА О СЭЙДЗЮРО ИЗ ХИМЭДЗИ ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов Е. М. Дьяконова Ихара Сайкаку Пять женщин, предавшихся любви Роман (1686) НОВЕЛЛА О СЭЙДЗЮРО ИЗ ХИМЭДЗИ Отличные камышовые шляпы делают в Химэдзи! В большой шумной гавани на берегу моря, где всегда стоят на причале богатые заокеанские суда, жил среди винокуров человек по имени Идзуми Сэйдзюро, веселый процветающий красавец, с младых ногтей […]...
- Подробный разбор День четвертый новелла первая Декамерон (Джованни Боккаччо) “Танкред, принц Салернский, убивает любовника дочери и посылает ей в золотом кубке его сердце; полив ее отравленной водою, она выпивает ее и умирает”. Тема:Здесь можно проследить две темы. Первая – это безмерная, смертельная любовь отца (Танкреда, принца Салернскогой) к своей очень красивой единственной дочери. И вторая – это хитрость и сладострастные, любовные позывы дочери тайно […]...
- Раскольников роман Преступление и наказание и Лунев роман Трое (Горький А. М.) Есть определенное сходство в тематике и проблематике первых романов Горького – “Фома Гордеев” и “Трое”. Каждый из этих романов, если воспользоваться философско-литературным термином позднего Горького, представляет собой “историю молодого человека”. Так Горький обозначил ряд талантливых произведений XIX столетия, изображающих сложные, иногда весьма драматические, формы взаимоотношений личности и общества – личности, стремящейся обрести свое “я” и […]...
- Творчество Карамзина (Карамзин Н. М.) В художественных произведениях Карамзина с особой полнотой и законченностью выявились характерные черты русского сентиментализма. Наиболее популярной из повестей Карамзина являлась повесть “Бедная Лиза” (1792). Она имела огромный успех у читателей. Не только москвичи, но и приезжавшие в Москву лица, читавшие повести, совершали прогулки к Симонову монастырю и к тому пруду, в котором утопилась героиня повести […]...
- Новелла В. Астафьева “Царь-рыба” (отзыв) На мой взгляд, самым народным, самым “чувствующим действительность” писателем наших дней является Виктор Петрович Астафьев. Его без малейшего сомнения можно считать “деревенским” писателем, хотя творчество очень разнообразно по своей сути. Еще одна тема, к которой писатель очень часто обращался, является проблема войны. Однако, я бы хотела поговорить совсем о другой тематике в творчестве Астафьева: это […]...
- Тема художественная литература М. Е. Салтыков-Щедрин говорил: “Художественная литература – упрощенная вселенная”. XIX век – это золотой век русской литературы, и не только русской, но и всемирной. Почему появились такие писатели, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин? Может быть дело в гениальности, в таланте… Конечно, эта точка зрения не совсем верна. […]...
- “Пышка”, история создания новеллы Ги де Мопассана Новелла “Пышка” была написана Ги де Мопассаном в конце 1879 года. В ее основу лег реальный случай времен франко-прусской войны 1870-1871 гг, свидетелем которого был родственник писателя – Шарль Корд’ом. Впоследствии он стал прототипом одного из героев новеллы – демократа Корнюде. Прообразом Элизабет Грассе (“Пышки”) послужила руанская проститутка Андриена Легэй. Сама новеллы была написана Мопассаном […]...
- Сказочная литература (Детские народные сказки) Сказочная литература писателей обнаруживает бесконечное многообразие: сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-рассказы, сказки-повести, сказки-легенды, сказки-предания, сказки-аллегории, малые формы, приближающиеся к притчам, басням и даже к лирическим стихотворениям, целые романы-сказки – и все это либо в прозе, либо в стихах. Однако писатели, при всем отличии друг от друга, в сущности творили одну-единую книгу, полную очарования и прелести. В этой […]...
- Черты реалистической литературной традиции в новелле “Ожерелье” (Мопассан Ги Де) Событие, произошедшее в новелле “Ожерелье” (потеря фальшивого бриллиантового ожерелья), вполне могла произойти в реальной будничной жизни. Реалистичны и герои новеллы: Матильда Луазель, которая так мечтала роскошно жить, изящно одеваться и иметь успех в обществе, но ничего этого не получила и потеряла даже то, что у нее было за один миг счастья; муж Матильды – господин […]...
- Новелла Н. Волнового “Я (Романтика)” Новелла “Я (Романтика)” имеет лирическое начало. Именно из него возникает зримый, реальный образ Матери: “Из далекого тумана, из тихих озер загорной коммуны шелестит шелест: то идет Мария”. Выныривает тот образ как воспоминание, как мечтание у утомленного в жестоких битвах ее сына, приходит к нему, когда он имеет минутку для передышки. И среди ассоциативных химерических сплетений […]...