Готическая литература, роман, новелла. Карамзин Сиерра-Морена. (Карамзин Н. М.)

С конца XVIII века жанровые признаки новеллы проявляются в ином, отличном от авантюрной прозы, типе повествования. Это – готическая литература, или литература ужасов. В Россию она проникает с романами А. Радклиф, М. Гр.

Льюиса, находит здесь многочисленных поклонников и подражателей.

Разбойники и подземелья,

С полдюжины на башне сов;

Луна чуть светит сквозь ущелья;

Вдали шум ветра, вой волков;

Во сне моим героям снятся

Дракон в огне, летящий гриф,

Страх, ужас вслед за ними мчатся…

Вот вам роман a la Radcliff.

Так

определил основные мотивы и штампы готической литературы Орест Сомов в пародии “План романа a la Radcliff (1816). Готический роман, готическая новелла – предвестие зарождающегося романтизма. Вере в человеческий разум начинает противостоять мысль об иррациональности и непостижимости человеческого бытия.

Так, история мнимого мертвеца, столь комично описанная Чулковым в “Скупом и воре”, предстает в абсолютно противоположном смысловом наполнении у Карамзина в его предромантической новелле “Сиерра-Морена”.

Ее главная героиня,

Эльвира, думая, что ее жених Алонзо погиб, нарушает клятву верности и дает согласие на брак с другим. Неожиданное, как и полагается в новелле, появление Алонзо в момент свадьбы Эльзиры воспринимается ею как возмездие рока за преступную страсть. Однако автора интересует не столько неожиданная смена событий, сколько иррациональные, непредсказуемые повороты чувств героев. Так, пылая любовью к Эльвире, герой может “мучиться” и одновременно “наслаждаться”, а на лице Эльвиры “знаки страха, сомнения, скорби” парадоксально сочетаются с выражением “нежной томности”.

Новеллистическая острота, напряженность переносятся Карамзиным во внутренний, психологический план. Непредсказуемые повороты чувства отражают зависимость героев от каких-то таинственных, “роковых” сил, познать которые им не дано и которые с фатальной неизбежностью влекут героев к гибели. Мотив вселенского одиночества, в котором нетрудно угадать настроения будущих романтических поэм Байрона и Лермонтова, завершает повествование.

Источники:

    Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII – начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с

    Аннотация:

    В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Готическая литература, роман, новелла. Карамзин Сиерра-Морена. (Карамзин Н. М.)