Новелла “Легкое дыхание” – Из истории создания

В канун первой мировой войны вопрос о “смысле жизни” горячо обсуждается в русской литературе и журналистике. На смену старым теориям, утверждавшим “смысл жизни” заранее установленный и общий для всех, в виде ясной и простой цели, пришли новые. Наиболее популярной из них была теория “живой жизни”, которую проповедовал известный писатель-реалист В. Вересаев. В художественной прозе близкие вересаевским идеи воплощали А. Куприн, И. Шмелев, Б.

Зайцев. Жить “живой жизнью” – значит следовать природе, проникнуться чувством

неисчерпаемой самоценности жизни.

Смысл ее – в ней самой, она сама по себе представляет величайшую ценность независимо от ее содержания. Все эти теории и споры косвенно отразились в некоторых рассказах Бунина, таких, как “Чаша жизни”, “Божье дерево”, “Легкое дыхание”. (Попробуйте найти сходство проблематики этих рассказов.) В 1916 г. в газете “Русское слово” была напечатана новелла “Легкое дыхание”.

О ее замысле Бунин пишет так: “Забрел я однажды зимой на одно маленькое кладбище на Капри и натолкнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом

медальоне какой-то маленькой девушки с необыкновенно живыми и радостными глазами. Девушку эту я тотчас же сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства”. Г.

Н. Кузнецова в “Грасском дневнике” пишет о том, как Бунин трактовал этот рассказ: “И. А. стал объяснять, что его всегда влекло изображение женщины, доведенной до предела своей “утробной сущности”. “Только мы называем это утробностью, а я там назвал это легким дыханием. Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть “легкое дыхание”…” Сюжетная организация.

События в новелле, составляющие ее сюжетный костяк, расположены не в хронологической последовательности. Если ее восстанавливать, то получим следующее: детство Оли Мещерской, ее юность и расцвет женской прелести, любовная связь с Малютиным, история с казачьим офицером, которого она завлекла, обещая стать егоженой; убийство Оли обманутым офицером, посещение могилы классной дамой. (Найдите место в этой хронологической цепочке другим событиям: разговор Оли с начальницей, эпизод с Шеншиным, запись в дневнике, допрос офицера у следователя, разговор о легком дыхании.) Однако автор начинает свой рассказ с описания могилы Оли Мещерской.

Затем он переходит к раннему детству девушки, но вновь рассказывает о ее последней зиме. Вслед за этим передается разговор Оли с начальницей гимназии, во время которого обнаруживаются ее близкие отношения с офицером, возникшие прошлым летом. Затем мы узнаем о ее убийстве. А почти в самом конце – об одном незначительном, казалось бы, эпизоде ее гимназической жизни, относящемся к далекому прошлому.

Почему же Бунин выстроил рассказ именно так? Ради чего сломаны эти временные рамки? (Представьте свою версию основания для хронологической перестановки событий.

) В основе повествования – ничем не примечательная и внешне лишенная высокого смысла жизнь провинциальной гимназистки. Автор будто бы не только не старается скрыть эту серую обыденность – она у него везде обнажена, подчеркнута пустота, бессмысленность этой жизни.

Безжалостно показана и сцена сближения Ольги с Малютиным – слово “любовь” даже не упоминается, и, кажется, нет более чуждого и неподходящего к этим чувствам слова. Мрачными красками описана жизненная, бытовая обстановка.

Однако от рассказа в целом не возникает ощущения чего-либо беспросветного, более того – впечатления абсолютно противоположное тому, которое дают события. Истинная тема рассказа, как отмечает Л.

Выготский, – не история путаной жизни провинциальной гимназистки, а легкое дыхание, чувство освобождения и легкости, отрешенности и совершенной прозрачности жизни, которое никак нельзя вынести из самих событий. И мы догадываемся: события соединены и связаны так, что они утрачивают свою житейскую тягость, сложные временные перестановки превращают повествование о беспутной гимназистке в легкое дыхание бунинского рассказа. Проиллюстрируем этот закон уничтожения формой содержания, как называл его в своей классической работе Л. Выготский, на построении отдельного эпизода.

Вот, например, в какой удивительной взаимосвязи мы узнаем об убийстве Оли Мещерской.

Сообщение о смерти Оли в начале рассказа снимает то необычайное напряжение, которым сопровождалось бы наше узнавание о неожиданном убийстве в случае прямого хода событий. (Попробуйте представить, как мог бы автор, постепенно усиливая тревогу и напряжение читателя, подвести его к кульминационному эпизоду.) Кульминация перестает быть кульминацией, эмоциональная окраска этого события погашена, уничтожена: “А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом”. Обратите внимание на то, как затеряно самое главное слово “застрелил” в нагромождении расставленных со всех сторон описаний – между длинным, спокойным, ровным описанием офицера и платформы, толпы народа, только что прибывшего поезда. Как писал Л. Выготский, сама структура этой фразы заглушает выстрел. (Проследите, как “гасится” впечатление от ошеломляющего признания Оли в эпизоде разговора ее с начальницей.

) Освобождение от событийного интереса выражаются в новелле и в последовательном прекращении сюжетных линий других героев. Остается неизвестным: к чему привело покушение гимназиста Шеншина на самоубийство, чем кончился прерванный на драматической ноте разговор Оли с начальницей, что стало с арестованным убийцей Оли, как развивались отношения родителей Оли с ее совратителем Малютиным. В то же время рассказчик подробно описывает не связанную с событиями классную даму и даже дает собственные имена совершенно второстепенным персонажам – Толи и Субботиной. Иными словами, события не драматизируются, а нарочито приглушены.

Совершенно очевидно, что акцент перенесен с сюжета на что-то иное, более важное. Временная организация и система точек зрения.

Композиция новеллы характеризуется обилием временных перемещений, которые намеренно снижают событийный интерес и создают тональность легкости, эмоциональной отрешенности. При всей своей причудливости временные сдвиги следуют общей схеме: повествование из настоящего (на могиле) переходит к восстановлению прошлого (гимназической жизни Оли), доходит почти до настоящего (ее смерти и следствия над убийцей), снова обращается к прошлому (эпизод ее знакомства с офицером) и т. д. (Продолжите эту последовательность.

) Хронологическая непоследовательность повествования осложняется неравномерностью. Эпизоды из прошлого даются то бегло, то чрезвычайно подробно. Особенно крупным планом представлены разговор с начальницей и рассказ о “легком дыхании”, в то время как целая цепь важных событий спрессована в одно длинное предложение: “И невероятное, ошеломившее начальницу признание Оли Мещерской совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке – одно ее издевательство над ним, и дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине”.

(Найдите в рассказе другие примеры нагромождения важных событий в одном предложении.) Помимо смещения планов (настоящего и прошлого) в новелле есть и другие временные несоответствия. Даже будучи расставленными последовательно, события Оливой жизни разорваны.

Главная тема – о легком дыхании – не связана с каким-либо конкретным периодом жизни девушки. (Какие еще события не вписываются в жесткую хронологию?) Нет системы и в обращениях к прошлому. Таким образом, категория времени в новелле неравномерна, с обрывами и в результате как бы происходит своеобразное “освобождение” от времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Новелла “Легкое дыхание” – Из истории создания