Моя педагогическая философия – “Век живи – век учись”
Вряд ли кто станет спорить с тем, что быть учителем – дело трудное и очень ответственное. Впрочем, столь же оно благородно, важно, благодарно.
Все мы хотим, что наши ученики нас помнили, говорили спасибо, чтобы мы стали важными вехами в жизни детей, которые приходят к нам за знаниями – не только по предмету, но и о жизни в целом. И очень хочется не разочаровать, не стать ночным кошмаром, преследующим человека до старости, а действительно помочь, подсказать, направить, рассказать о самом важном – о том, что всех нас из приматов превращает
Миссия учителя на самом деле очень ответственна. Именно поэтому основной критерий, предъявляемый к учителю, по моему мнению, должен формулироваться так: “Стремление к постоянному самосовершенствованию”. Безусловно, в первую очередь, это должен быть рост “в своем предмете”.
Давно общим местом стала формула “Тот, кто владеет информацией, владеет миром”. В наше время именно информация стала главной ценностью. Погоня за ней – вот в общем смысле смысл жизни современного человека.
Но сделать это становится все труднее – информация обновляется
Без сомнений, чтобы быть актуальной, “в теме”, “на волне”, как говорят мои ученики, нужно постоянно узнавать, что нового появляется “в мире” моего предмета, с помощью каких методик это лучше преподнести детям и т. п. И в этом, на мой взгляд, главным помощником должны стать не методисты и ученые, а ты сам. Только полностью разобравшись, “переварив”, “поняв” и, самое главное, определив свое отношение к тому, что ты преподносишь детям, можно надеяться, что “выданная” тобой информация дойдет до учеников и оставит в их головах и душах пусть маленький, но след.
Итак, постоянное самосовершенствование в своем предмете. Вдобавок к этому – “круглосуточная работа”, ведь профессия учителя предполагает ненормированный рабочий день. И это связано не только с количеством проведенных уроков или проверенных дома тетрадей, не только с беседами с детьми и их родителями, не только с решением проблем своих учеников. Эта “круглосуточность” связана с тем, что настоящий учитель всегда мысленно “в своей работе”.
Даже во сне он прокручивает те или и иные моменты урока, делает выводы, решает, как поступить со следующей темой и прочее. На мой взгляд, только если учитель работает так, будет прогресс, будет рост в профессии, будут перспективы.
Важно, что нашими учителями в работе становятся не только вузовские преподаватели, методисты, наши коллеги, с которыми настоящий учитель должен сотрудничать постоянно, плотно и, по возможности, плодотворно. Обмен опытом – “великая обучающая вещь”, думаю, никто с этим спорить не будет.
Но такой же “великой обучающей вещью” является и ежедневное общение с учениками. Дети тоже учат нас многому – этот факт невозможно отрицать. В чем-то они разбираются гораздо лучше нас (например, в компьютерах, в современной технике). Признаю это и не считаю зазорным показать свое уважение и восхищение знаниями, умениями своих учеников.
Больше того, я прошу у них помощи и совета в области их “компетенции”, многому учусь у них. И, смею вас заверить, это нисколько не снижает мой авторитет в классе, а, наоборот, прибавляет мне учительского и человеческого “веса”. Думаю, такое “обоюдное” обучение гораздо эффективнее, чем односторонне направленный процесс.
Итак, учиться всегда и у всех, кто способен преподнести тебе урок, – вот истина, к которой я пришла благодаря моей профессии.
Однако учитель – настолько “широкая” профессия, что совершенствования лишь в своем предмете здесь неизмеримо мало. Чтобы быть успешным педагогом, надо расти и как человек. Наверное, учительство – одно из немногих занятий в жизни, которое заставляет тебя становиться лучше и в нравственном, этическом, моральном смысле.
За эту черту я особенно ценю свою профессию, это один из веских доводов в вечных спорах о том, почему я выбрала “неденежную” и “нервотрепательную” работу учителя.
Моя профессия заставляет меня быть справедливой, толерантной, мудрой, хитрой, ироничной, доброй, сострадательной, артистичной, думающей, логично и алогично мыслящей, улыбчивой, строгой, заботливой, беспокойной, авторитарной и либеральной, страдающей, сомневающейся, гордой победами других и удовлетворенной собственными достижениями – в общем, счастливой. Моя профессия дает мне возможность максимально раскрыть мои способности, весь мой потенциал. Думаю, что больше нигде и ни в чем я бы не получала такого удовлетворения и такой отдачи, как в школе.
Постоянный профессиональный рост позволяет мне развиваться и как личности, и как человеку. Все это делает мою жизнь подвижной, меняющейся, наполненной смыслами и целью. К этому я всегда стремилась, так стараюсь жить и сейчас, руководствуясь главным педагогическим принципом: “Век живи – век учись”.