М. Эпштейн
<
p>В поэзии Г. Державина отдельные пейзажные мотивы впервые приобретают самостоятельное художественное значение.
У М. Ломоносова пейзаж – это целостная картина природы во всех ее составляющих; у Г. Державина выделяются и поэтизируются времена года, представители флоры и фауны, явления атмосферы, о чем свидетельствуют сами названия стихотворений: “Зима”, “Лето”, “Облако”, “Соловей”, “Ласточка”, “Синичка”, “Похвала комару”. Природа впервые приобретает самодовлеющий, отдельный от социального и
Гораздо внимательнее Державин к атмосферическим явлениям: воздуху, облакам; у него впервые поэтизируется радуга, лунный свет (“Видение Мурзы”, 1783-1784, опубл. 1798, “На выздоровление Мецената”, 1780 или 1781), что предвосхищает знаменательную традицию русской лунной поэзии – от В. Жуковского до С. Есенина. Удивительно сочетается в Державине любовь к грандиозным, стихийным явлениям природы: вулкану, водопаду – с пристальностью к мельчайшим звуковым и цветовым
Классицистическая величавость уступает место барочной изысканности и причудливости пейзажа, изобилующего мелкими, не обязательно “типическими” подробностями.
Державин ввел в русскую поэзию мрачный, таинственно-зловещий пейзаж (бледная луна, свист бури, ревущие волны – “Водопад”, опубл. 1798, “На выздоровление Мецената”), получивший дальнейшее развитие в сентиментальной и романтической поэзии – у Н. Карамзина и В. Жуковского. Барочному принципу живописания соответствует и открытый Державиным для русской поэзии пейзаж экзотический, кавказский пейзаж, сочетающий “ужасы, красы природы” (“На возвращение графа Зубова из Персии”, 1797). Другое излюбленное поэтом переплетение ландшафтных и технических мотивов (“машины зимы” – в “Зиме”, “стон мехов подъемных” – в “Водопаде”) открывает выход в пейзажное мышление ХХ века (В.
Хлебников, Н. Заболоцкий и др.).
Если Ломоносов тяготеет к естественнонаучной поэзии, то Державин – к метафизике природы. Свидетельством этого являются не только собственно философические стихотворения (“Бог”, 1784; “На умеренность”, 1792), но и впервые развитый им в русской пейзажной лирике прием аналогий: стихотворение строится из двух частей – пейзажно-описательной и обобщенно-дидактической. Так, “Ключ” – это вдохновение, “Павлин” – пышность, “Облако” – тщеславие, “Лебедь” – слава, “Ласточка” – бессмертие; условность и аллегоричность этих изображений природы не помешали им стать важнейшей вехой на пути к натурфилософской лирике Ф. Тютчева, тоже часто использующей пример аналогии (“Фонтан” и др.).
Вклад Державина в формирование национального пейзажа определяется тем, что у него впервые заметное место занимают осенние и зимние мотивы, почти отсутствующие у предшественников.
(Источник: “Природа, мир, тайник вселенной…”)
- Сергей Есенин (Природа, мир, тайник вселенной…) Михаил Эпштейн. Краткое изложение текста Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: “Родился я с песнями в травном одеяле. // Зори меня вешние в радугу свивали” (“Матушка в купальницу по лесу ходила…”, 1912); “Будь же ты вовек благословенно, // что пришло процвесть и умереть” (“Не жалею, не зову, не плачу…”, 1921). […]...
- Анализ оды Державина “Бог” Гавриила Романовича Державина можно считать одним из самых важных деятелей литературы восемнадцатого века. Его творчество было необычайно и разнообразно. Образ гражданина, воспетый в творчестве Державина, был воистину велик и поэтичен. Поэт был новатором, он имел и не боялся выражать собственные прогрессивные мысли. Немало внимания в своей жизни Державин уделил теме значения поэта, творчества. Об этом […]...
- Значение Державина в русской поэзии Г. Р. Державин написал много стихотворений, ставших классикой русской поэзии. Он подготовил тот переворот в литературном языке, который позже совершил А. С. Пушкин. Его заслуги перед отечественной литературой велики, а положение между М. В. Ломоносовым и А. С. Пушкиным незыблемо. С этой точки зрения творчество поэта есть его вечный памятник. Г. Р. Державин дерзнул говорить […]...
- Анализ стихотворения “Водопад” Державина “Водопад”. В стихотворении Державин возвращается к теме скоротечности бытия и задает вопрос, что такое вечность, кто из людей имеет право на бессмертие. Лирическое произведение начинается с описания водопада, поэтом дана аллегория водопад – быстротекущее время, а волк, лань и конь, приходящие к нему, – приметы таких человеческих качеств, как злоба, кротость и гордость: Не жизнь […]...
- “Забавность” русского слога Державина “Забавность” русского слога Державина в том, что он сделал его “забавным”, то есть веселым, простым, острым. Поэт “дерзнул… возгласить” не о подвигах, не о величии – о добродетелях, и к императрице отнестись как к обычному человеку, говорить о человеческих ее достоинствах. Поэтому здесь употреблено слово дерзнул. Главное же, Державин видит свою заслугу в том, что […]...
- Союз поэзии и жизни в лирике Г. Р. Державина В последней трети 18 века в русской литературе происходит ее сближение с жизнью. Это вызвало много художественных открытий в искусстве. В области поэзии этот процесс ярче всего отразился в творчестве Г. Р. Державина. Всю жизнь Державин занимался государственной службой. Лишь выйдя в отставку, он полностью посвятил себя литературному творчеству, поэзии. В те же годы – […]...
- Темы, мотивы Г. Р. Державин. Стихотворение “Памятник” Темы, мотивы Основой искусства, содержанием его Державин считает истину, в разъяснении которой состоит предназначение поэтов и художников. Поэт для Державина – существо особое, значительное. Вера в силу слова, в его всемогущество была распространена среди просветителей XVIII века. Писатель, говорящий истину, – мужественный гражданин и верный сын отечества, он не умрет […]...
- Каковы типологические особенности пейзажа, открывающего произведение Горького “Старуха Изергиль”? Каковы типологические особенности пейзажа, открывающего произведение М. Горького “Старуха Изергиль”? Размышляя над вопросом на заданную тему, используйте справочные материалы и понятийный аппарат литературоведения. Представьте термин, который вы будете применять для характеристики понятия “пейзаж”. Проанализируйте предложенный вам фрагмент с точки зрения его типологических особенностей. Покажите, что пейзаж гармонирует с необычной, фантастической тональностью легенды. Отметьте, что картины […]...
- Биография Державина Гаврила Романовича Родился в семье помещика под Казанью. Потомок татарского рода Баграма. Во время учебы в Казанской гимназии проявил способности к рисованию и скульптуре, был одним из лучших учеников. По недоразумению зачислен в военную службу и прослужил около десяти лет солдатом в Преображенском полку. Первый офицерский чин получил в 1772 году. Успешно сочетал военную службу и литературную […]...
- Что нового в сравнении с Ломоносовым внес в поэзию Державин? Назначение человека на Земле Для од Гавриила Роман (бессмертное произведение)овича Державина характерно тематическое и стилистическое разнообразие. Среди его произведений выделяют хвалебные, победные, сатирические и философские оды. Державин отходит от традиций Ломоносова, создавая новый тип оды, промежуточный на пути к сюжетному стихотворению. Если одам Ломоносова свойственна условность, и они направлены на то, чтобы пробудить интерес читателя к определенной идее, то […]...
- Мир природы и души в стихотворениях Федора Ивановича Тютчева Природа у Ф. И. Тютчева крайне редко выступает просто как пейзаж, как фон, как нечто ничтожное и ненужное. Она, во-первых, является активным действующим лицом стихотворений поэта, всегда одушевлена. Во-вторых, воспринимается и изображается, как некая система более или менее понятных человеку знаков космической жизни. В поэзии непроходимой границы между человеком и природой не существует. Они весьма […]...
- Особенности стиля Г. Р. Державин. Стихотворение “Памятник” Особенности стиля “Забавный русский слог” – новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу. Два центральных таких произведения – “Фелица” и “Бог”, в которых подчеркнуты поэтическая искренность, отсутствие позы и аффектации – “сердечная простота”, а также гражданская смелость и правдолюбие. Державин не забыл прибавить, что истину царям он говорил “с […]...
- ТВОРЧЕСТВО Г. Р. ДЕРЖАВИНА (1743-1816) Широта тематики и яркость мировосприятия в лирике Державина. Быстрота отклика на события окружающей жизни. Классицизм и реализм в их взаимодействии. Философская лирика и утверждение роли поэта (“Памятник”), “Памятник” – вольный перевод оды Горация “К Мельпомене”. Тема – вечная жизнь поэта в его творениях. Новаторство поэта: он расширил границы поэзии до вселенских масштабов, стилистически соединил “низкие” […]...
- “Памятник” Державина и Пушкина “Памятник” Пушкина и “Памятник” Державина очень схожи, потому что в этих стихотворениях общая тема, авторы уверены, что они не умрут, потому что от них останется большая часть, которая принесет им вечную славу. Пушкин и Державин посвятили себя поэзии, большая доля их жизни ушла на создание великолепных стихотворений, повестей, романов, од, которые стали частью их душ. […]...
- “Памятник” Державина и “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” Пушкина Сравнение (Сравнительный анализ) Данные стихотворения очень схожи по теме. Темой является назначение поэта и поэзии на земле. Но осмысление этой темы у Пушкина и у Державина разное. У Пушкина поэт – это божий посланник, который должен нести свет и радость народу. А у Державина поэт – человек, создавший свою немеркнущую славу стихами. Стихотворения почти одинаковы по композиции. Только […]...
- Биография Державина Гавриил Романович Державин – русский поэт и драматург, крупнейший представитель русского классицизма, просветитель. Известный государственный деятель 18 века при дворе Екатерины II. Детство, образование, военная служба Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин […]...
- Гавриил Романович Державин – выдающийся деятель русской литературы Гавриил Романович Державин – еще один выдающийся деятель русской литературы XVIII века. Его поэзия завершает классицистическую традицию и одновременно открывает новые пути, подготавливает появление пушкинской “поэзии действительности”. По словам Белинского, поэзия Державина “была первым шагом перехода от риторики к жизни”. Известность к Державину пришла в 1783 году, когда он создал оду “Фелица”, воспевающую Екатерину II. […]...
- Стихотворение “Осень”, наглядный пример реализма пушкинской лирики Пушкин написал программное стихотворение “Осень”. Оно обрывалось роковым вопросом: “Куда ж нам плыть?”. Стихотворение “Осень” написано Пушкиным в болдинскую осень 1833 г., когда он, возвращаясь из поездки в Оренбург, прожил в Болдине с 1 октября до середины ноября. Стихотворение “Осень”, при жизни поэта неопубликованное, – наглядный пример реализма пушкинской лирики. По реалистической насыщенности стиха оно […]...
- Творчество Державина и его значение для русской литературы “В поэзии Державина,- указывал Белинский,- явились впервые яркие вспышки истинной поэзии, местами даже проблески художественности… и вместе с тем, поэзия Державина удержала дидактический и. риторический характер… который был сообщен ей поэзиею Ломоносова” . Отмеченная Пушкиным и Белинским двойственность художественной манеры Державина объясняется тем, что он еще связан с классицизмом и широко пользуется его поэтическими средствами. […]...
- Значение творчества Державина для русской литературы Какова роль Гавриила Романовича Державина в развитии русской литературы? Мне кажется, что именно этот поэт заложил традицию создания произведений, которые были бы понятны и интересны для читателей разных социальных слоев населения. Основной заслугой Гавриила Романовича стало то, что он был первым поэтом, сумевшим сочетать просторечия и слова высокого стиля в таком жанре, как ода. Это […]...
- Гаврила Романович Державин крупнейший поэт XVIII века, последний представитель русского классицизма Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Державин прожил трудную жизнь, прежде чем достиг высоких чинов, благополучия и поэтической славы. Он родился в бедной дворянской семье. Рано лишился отца, служившего в низших офицерских чинах. Учился в казанской гимназии, но не […]...
- Анализ стихотворения Державина Соловей Державин написал свое произведения под названием “Соловей” в 1794 году. Хотя вышла на свет она значительно позднее, но самом содержании оды это обстоятельство никак не отразилось. Так как содержание и смысл, а также, все сравнения и эпитеты остались таким же, как были раньше. И это именно так объяснил сам Державин в своих “Объяснениях”. Один из […]...
- Властителям и судиям. Краткое изложение текста Гаврила Державин Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинные, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных […]...
- О произведениях “Признание”, “На птичку”, “Река времен в своем стремленьи…” Г. Р. Державина В стихотворении “Признание” ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории “трех штилей” Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении “низких” и “высоких” слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова “важным саном” и “надуваться”, “вельможам властным” и “правду брякнуть вслух”. В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается […]...
- Мой Державин Поэтическое наследие Г. Р. Державина довольно обширно. В основе своей оно представлено гражданскими, патриотическими и философскими одами. Особое место в творчестве поэта занимают оды гражданского содержания, которые посвящены лицам, обладающим огромной политической властью: монархам, вельможам. Наиболее выдающееся произведение этого цикла – ода “Фелица”, посвященная Екатерине Второй. Примечательно, что образ Фелицы, мудрой киргизской царевны, Державин позаимствовал […]...
- “Памятник” А. С. Пушкина И Г. Р. ДЕРЖАВИНА – ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ПОЭЗИИ Гаврила Романович Державин – крупнейший поэт XVIII века, один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво: раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, […]...
- Образ Фелицы в одах Державина (“Фелица”, “Вельможа”) Ода “Фелица” написана от лица татарского мурзы. В ней упомянуты восточные города – Багдад, Смирна, Кашмир. Конец оды выдержан в комплиментарном восточном стиле: “Прошу великого пророка, До праха ног твоих коснусь”. Образ Фелицы повторяется в последующих стихотворениях Державина, вызванных различными событиями в жизни поэта. Первое из них – “Благодарность Фелице” – ответ на награду, полученную […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Державина “Властителям и судиям” Ода Державина “Властителям и судиям” представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и […]...
- Фет тема природы в лирике Давно подмечено, что определенные состояния природы довольно точно соответствуют разным душевным состояниям и настроениям человека. Этим широко пользовались поэты и писатели, особенно в лирике. Передача психологического состояния лирического героя через “настроение” природы – художественный прием, с которым мы встречаемся еще в произведениях устного народного творчества. В русской лирике XIX века особого мастерства в этом своеобразном […]...
- Экзаменационные билеты по литературе, 10 класс Билет №1 1. Нравственные проблемы в пьесах А. Н.Островского. 2. Стихотворения А. С.Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из стихотворений. Билет №2 1. Образ Базарова в романе И. С.Тургенева “Отцы и дети”, авторская оценка образа. 2. Тема Родины и природы в лирике М. Ю.Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений. Билет №3 1. Проблематика романа И. […]...
- О жизни Г. Р. Державина Род Гавриила Роман (бессмертное произведение)овича Державина происходил от знатного татарского мурзы Багрима, который в XV веке прибыл в Москву для службы русскому князю. Один из потомков Багрима получил прозвище Держава и стал служить в Казани. От него пошел род Державиных, постепенно обедневший. Державин родился в Казани в 1743 году, учился в Казанской гимназии, а затем […]...
- Образы природы в произведениях Тургенева План сочинения – Образы природы в произведениях Тургенева I. Вступление Тургенев – признанный мастер пейзажа в русской литературе XIX века. Он не олицетворяет природу, как, например. Лермонтов или впоследствии Есенин, но показывает сложные взаимоотношения между человеком и природой. II. Главная часть 1. Уже в ранних произведениях Тургенева – цикле “Записки охотника” – образы русской природы являются […]...
- Развитие литературы Г. Р. Державин Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная острыми классовыми столкновениями, воздействие революционных событий за границей обострили классовую борьбу и в литературе. Появляется много писателей из самых различных общественных слоев. Среди писателей этого времени мы видим и высшую знать, возглавляемую самой Екатериной II, и представителей среднего и мелкого дворянства, и мещан, и даже крепостных крестьян. Классицизм в […]...
- В каких произведениях русской литературы гидронимы (водные объекты) становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом Горького? В каких произведениях русской литературы гидронимы (водные объекты) становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом А. М. Горького? Формируя концепцию суждения на предложенную тему, покажите, что литературные истоки изображения гидронимов уходят своими корнями в древнерусскую литературу. Вспомните, что реки в “Слове о полку Игореве” предстают как реально-географические и условно-мифологические пространства. Отметьте, что […]...
- Как в поэзии Б. Л. Пастернака раскрывается тема “очеловеченности” природы? (ЕГЭ по русскому) Пастернак занимался написание стихотворений, посвященных природе в форме не обычных пейзажных зарисовок. Им, как и всеми поэтами, безусловно, описывалась весна и зима, рассветы и закаты, однако данные произведения посвящались не жизни природы, а природному началу самой всепроникающей жизни, обладающей способностью к заполнению собою всего вокруг. Жизнь предстает в этих стихах перед читателем в качестве мощной […]...
- Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш (Горький А. М.) Пейзаж в рассказе “Челкаш” М. Горький противопоставляет жизни людей. Проблемам взаимоотношений между людьми посвящены рассказы писателя 90-х годов XIX века. Автор наблюдает за жизнью России, находится в поисках своего положительного героя, пытается найти пути изменения современного ему общества. Однако природа занимает большое место в его рассказах. Пейзаж в рассказе “Челкаш” выполняет обрамляющую роль – он […]...
- Анализ стихотворения “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (1836). Природа в стихотворении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – […]...
- Бытийные аспекты личности в философских одах и эстетических манифестах < p>В философских одах Державина человек сталкивается лицом к лицу с вечностью. В поздней философской лирике понятие вечности может конкретизироваться через идею божества и картину мироздания, космоса в целом (ода “Бог”, 1780-1784), через понятия времени и исторической памяти (ода “Водопад”, 1791-1794), наконец, через идею творчества и посмертной вечной жизни человеческого духа в творении (ода “Памятник”, […]...
- Творчество Г. Р. Державина Когда произносят имя Гаврилы Романовича Державина, сразу припоминаются слова 0. С. Пушкина: “Старик Державин нас заметил, И, в гроб сходя, благословил”. Державин – выдающийся русский поэт XVIII столетия. Ценность его творчества состоит в потому, что его поэтические произведения открыли дорогую для дальнейшего развития русской литературы, в умении емко и язвительно высмеять самодержавие. О. О. Бестужев […]...
- Проблема доброго и неравнодушного отношения к простым людям по тексту В. Ф. Ходасевича (“До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания текст Владислава Ходасевича, русского поэта и критика, в котором описана проблема доброго и неравнодушного отношения к людям. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает о жизни Гавриила Романовича Державина, которая была наполнена как горькими, так и счастливыми моментами. Но неприятные ситуации не играли роли в жизни мужчины. Державин был очень добрым человеком, […]...