Образы природы в произведениях Тургенева

План сочинения – Образы природы в произведениях Тургенева

I. Вступление

Тургенев – признанный мастер пейзажа в русской лите­ратуре XIX века. Он не олицетворяет природу, как, например. Лермонтов или впоследствии Есенин, но показывает сложные взаимоотношения между человеком и природой.

II. Главная часть

1. Уже в ранних произведениях Тургенева – цикле “За­писки охотника” – образы русской природы являются важ­ной приметой тургеневского стиля. В этих произведениях автор тщательно выписывает пейзажи, на фоне которых

ри­суются образы людей. Разнообразные картины природы (разное время дня и года, разная погода и т.п.) даны в рас­сказах “Лес и степь”, “Бежин луг”, “Бурмистр”, “Свида­ние” и др. В “Записках охотника” образы природы стано­вятся важной составной частью образа родины, России.

В рассказах этого цикла уже видны общие принципы пейзаж­ной живописи Тургенева: тщательная проработка деталей, восприятие природы как важной эстетической и нравствен­ной ценности, сложные взаимоотношения между человеком и природой.

2. В дальнейшем

творчестве Тургенева природа имеет в основном две функции: создавать определенный эмоциональ­ный колорит, то или иное настроение и служить проверкой нравственного потенциала героя.

3. При помощи образов природы создается эмоциональ­ный тон произведения в повестях “Ася”, “Первая любовь”. “Вешние воды”, в романах “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Отцы и дети” и др. В “Асе”, например, природа передает ро­мантическое настроение, в “Вешних водах” само заглавие го­ворит о параллели между “настроением” природы и эмоцио­нальным состоянием человека, в “Дворянском гнезде” и “Отцах и детях” природа создает элегическое, грустно- возвышенное настроение финала и т.п.

4. Поскольку природа была для Тургенева одной из высших эстетических и нравственных ценностей, отношение к ней того или иного персонажа отражало не только его характер, но и ав­торское отношение к нему. Наиболее последовательно этот принцип проводится в романе “Отцы и дети”. Герои, которые симпатичны автору (Николай Петрович, Аркадий, Катя) наде­лены острым чувством природы, они чутко воспринимают пре­жде всего ее красоту и гармонию. Те же герои, к которым у ав­тора отношение отрицательное или двойственное, как правило, глухи к природе как эстетической ценности.

Так, Павел Петро­вич вообще не способен эмоционально воспринимать пейзаж; утилитарно-практическое отношение к природе Базарова (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”) обнаруживает нравственную и эмоциональную ущербность этого характера.

III. Заключение

Тургенева не зря называли и называют “певцом русской природы”. Действительно, трудно найти в русской литературе другого писателя, для которого природа была бы столь важна


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образы природы в произведениях Тургенева