Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш (Горький А. М.)

Пейзаж в рассказе «Челкаш» М. Горький противопоставляет жизни людей. Проблемам взаимоотношений между людьми посвящены рассказы писателя 90-х годов XIX века. Автор наблюдает за жизнью России, находится в поисках своего положительного героя, пытается найти пути изменения современного ему общества.

Однако природа занимает большое место в его рассказах.

Пейзаж в рассказе «Челкаш» выполняет обрамляющую роль — он начинает и заканчивает описание действия.

Рассказ начинается с изображения индустриального пейзажа — моря

в порту. Это унылая картина: небо потемнело от пыли и выглядит мутно, в гранит закованы волны моря, они полны грязи, подавленно «бьются и ропщут».

Мы слышим разнообразные звуки: грохот вагонов, звон цепей, «металлический вопль железных листов», дребезжание, стук, свистки, крики. Эти звуки нарушают гармонию природы и представляют собой «оглушительную музыку трудового дня». Автор проводит параллель между портом и Меркурием — богом торговли. Порт является «страстным гимном» этому богу.

На фоне данного пейзажа люди выглядят смешно и жалко, словно рабы всего того, что их же трудом и было создано.

Данный пейзаж подчеркивает, как красота природы и величие подавляются деятельностью человека.

Другое описание пейзажа автор вводит в текст в качестве дополнительной черты к характеру героя. Челкаш является свободным от условностей общества человеком, он не имеет над собой власти денег, собственности, у него нет семьи, нет родных корней, любит он одно лишь море. Он чувствует родство своей независимой души с морем.

Челкаш обладает кипучей, нервной натурой, стремящейся к новым впечатлениям, ему не могло наскучить созерцание моря — темного, бескрайнего, свободного и мощного. Море способно влить «в душу человека спокойствие», породив в ней могучие мечты… Гавриле, в отличие от Челкаша, чуждо море, он его боится.

Его страшит отсутствие под ногами почвы, красота ночного моря его не радует. В этом эпизоде при помощи пейзажа автор подчеркивает различие характеров персонажей, делает образы более содержательными.

Завершается повествование также пейзажем. Гневно и глухо ропщет море, волны бешено бьются о берег.

Трагедия героев подчеркивается напряжением усиливающейся бури, шторма, дождь льет как из ведра, вокруг царит мгла. Разбушевавшееся море теперь «выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок», ревел и ветер, а все вокруг было полно воя, гула и рева. Дождь лил с такой силой, что за ним «не видно было ни моря, ни неба». Под этим дождем исчезают следы крови на песке, слезы и следы людей.

Мелки и ничтожны человеческие страсти рядом со стихией природы, наполненной мощью и величием.

Горький противопоставляет пейзаж жизни людей, отдавая предпочтение при сравнении не человеческому обществу, а природе.


Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш (Горький А. М.)