Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш (Горький А. М.)

Пейзаж в рассказе “Челкаш” М. Горький противопоставляет жизни людей. Проблемам взаимоотношений между людьми посвящены рассказы писателя 90-х годов XIX века. Автор наблюдает за жизнью России, находится в поисках своего положительного героя, пытается найти пути изменения современного ему общества.

Однако природа занимает большое место в его рассказах.

Пейзаж в рассказе “Челкаш” выполняет обрамляющую роль – он начинает и заканчивает описание действия.

Рассказ начинается с изображения индустриального пейзажа – моря

в порту. Это унылая картина: небо потемнело от пыли и выглядит мутно, в гранит закованы волны моря, они полны грязи, подавленно “бьются и ропщут”.

Мы слышим разнообразные звуки: грохот вагонов, звон цепей, “металлический вопль железных листов”, дребезжание, стук, свистки, крики. Эти звуки нарушают гармонию природы и представляют собой “оглушительную музыку трудового дня”. Автор проводит параллель между портом и Меркурием – богом торговли. Порт является “страстным гимном” этому богу.

На фоне данного пейзажа люди

выглядят смешно и жалко, словно рабы всего того, что их же трудом и было создано. Данный пейзаж подчеркивает, как красота природы и величие подавляются деятельностью человека.

Другое описание пейзажа автор вводит в текст в качестве дополнительной черты к характеру героя. Челкаш является свободным от условностей общества человеком, он не имеет над собой власти денег, собственности, у него нет семьи, нет родных корней, любит он одно лишь море. Он чувствует родство своей независимой души с морем.

Челкаш обладает кипучей, нервной натурой, стремящейся к новым впечатлениям, ему не могло наскучить созерцание моря – темного, бескрайнего, свободного и мощного. Море способно влить “в душу человека спокойствие”, породив в ней могучие мечты… Гавриле, в отличие от Челкаша, чуждо море, он его боится.

Его страшит отсутствие под ногами почвы, красота ночного моря его не радует. В этом эпизоде при помощи пейзажа автор подчеркивает различие характеров персонажей, делает образы более содержательными.

Завершается повествование также пейзажем. Гневно и глухо ропщет море, волны бешено бьются о берег.

Трагедия героев подчеркивается напряжением усиливающейся бури, шторма, дождь льет как из ведра, вокруг царит мгла. Разбушевавшееся море теперь “выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок”, ревел и ветер, а все вокруг было полно воя, гула и рева. Дождь лил с такой силой, что за ним “не видно было ни моря, ни неба”. Под этим дождем исчезают следы крови на песке, слезы и следы людей.

Мелки и ничтожны человеческие страсти рядом со стихией природы, наполненной мощью и величием.

Горький противопоставляет пейзаж жизни людей, отдавая предпочтение при сравнении не человеческому обществу, а природе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш (Горький А. М.)