Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш (Горький А. М.)
Пейзаж в рассказе «Челкаш» М. Горький противопоставляет жизни людей. Проблемам взаимоотношений между людьми посвящены рассказы писателя 90-х годов XIX века. Автор наблюдает за жизнью России, находится в поисках своего положительного героя, пытается найти пути изменения современного ему общества.
Однако природа занимает большое место в его рассказах.
Пейзаж в рассказе «Челкаш» выполняет обрамляющую роль — он начинает и заканчивает описание действия.
Рассказ начинается с изображения индустриального пейзажа — моря
Мы слышим разнообразные звуки: грохот вагонов, звон цепей, «металлический вопль железных листов», дребезжание, стук, свистки, крики. Эти звуки нарушают гармонию природы и представляют собой «оглушительную музыку трудового дня». Автор проводит параллель между портом и Меркурием — богом торговли. Порт является «страстным гимном» этому богу.
На фоне данного пейзажа люди выглядят смешно и жалко, словно рабы всего того, что их же трудом и было создано.
Другое описание пейзажа автор вводит в текст в качестве дополнительной черты к характеру героя. Челкаш является свободным от условностей общества человеком, он не имеет над собой власти денег, собственности, у него нет семьи, нет родных корней, любит он одно лишь море. Он чувствует родство своей независимой души с морем.
Челкаш обладает кипучей, нервной натурой, стремящейся к новым впечатлениям, ему не могло наскучить созерцание моря — темного, бескрайнего, свободного и мощного. Море способно влить «в душу человека спокойствие», породив в ней могучие мечты… Гавриле, в отличие от Челкаша, чуждо море, он его боится.
Его страшит отсутствие под ногами почвы, красота ночного моря его не радует. В этом эпизоде при помощи пейзажа автор подчеркивает различие характеров персонажей, делает образы более содержательными.
Завершается повествование также пейзажем. Гневно и глухо ропщет море, волны бешено бьются о берег.
Трагедия героев подчеркивается напряжением усиливающейся бури, шторма, дождь льет как из ведра, вокруг царит мгла. Разбушевавшееся море теперь «выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок», ревел и ветер, а все вокруг было полно воя, гула и рева. Дождь лил с такой силой, что за ним «не видно было ни моря, ни неба». Под этим дождем исчезают следы крови на песке, слезы и следы людей.
Мелки и ничтожны человеческие страсти рядом со стихией природы, наполненной мощью и величием.
Горький противопоставляет пейзаж жизни людей, отдавая предпочтение при сравнении не человеческому обществу, а природе.
- Роль пейзажа в рассказе Горького «Челкаш» Рассказы М. Горького начала 90-х годов XIX века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений. Автор ищет своего положительного героя, пути изменения современного общества, наблюдает жизнь России. Но и природе в его рассказах отводится значительное место. В рассказе «Челкаш» пейзаж играет роль обрамления — им начинается и заканчивается действие. В начале рассказа изображен пейзаж индустриальный — море в […]...
- Роль пейзажа в рассказе План Введение Рассказ М. Горького начала 90-х годов ХIХ века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений, но и природе в рассказе отводится большое место. Основная часть В «Челкаше» пейзаж играет роль обрамления. Изображение индустриального пейзажа: а) впечатление от пейзажа; б) роль звуков; г) люди на фоне пейзажа; д) величие и красота природы подавляются деятельностью человека. Описание моря […]...
- Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина «Кавказ» и М. Горького «Челкаш» Пейзаж является важной частью художественного произведения. Описание природы считается внесюжетным элементом, то есть тем, что не влияет на развитие действия. Однако пейзаж выполняет ряд значимых функций в рассказе: он не только воссоздает место действия, его фон, но и служит для характеристики героев, передачи их психологического состояния, выражения глубоких философских идей. Кроме того, пейзаж помогает создать […]...
- Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И. А. Бунина»Кавказ», М. Горького»Челкаш» В русской художественной литературе редки произведения, в которых отсутствует пейзаж. Изображение картин живой и неживой природы помогает автору создать определенное настроение, передать душевное состояние героя, раскрыть замысел произведения. Например, в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» повествование четко делится на два эпизода: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата. Этот случай круто изменил жизнь […]...
- Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш» Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш» Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных […]...
- Образ и характер Челкаш (Горький А. М.) Челкаш — герой одноименного рассказа М. Горького — является нищим пьяницей. Внешний облик его малопривлекателен: ходил босым, одет был в старые, вытертые штаны, в грязную ситцевую рубаху, с разорванным воротом, без шапки. Этот человек не был никому нужен, не имел друзей. Таких людей, как он, называли отбросами общества. Завтрашний день его не интересует, для него […]...
- Сочинение по рассказу Горького «Челкаш»; на тему: Челкаш и Гаврила — герои, противопоставленные друг другу Их несходство проявляется прежде всего во внешнем виде. Гришка Челкаш, «старый травленый волк заядлый пьяница Он был бос, в старых вытертых плисовых штанах, без шапки, в фязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшем его сухие угловатые кости, обтянутые коричневой кожей». Весь вид Челкаша был хищный, автор сравнивает его со степным ястребом, взгляд его острый, глаза […]...
- Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького «Челкаш» ) В рассказе «Челкаш» М. Горький описывает «маленькую драму, разыгравшуюся между двумя людьми». Оба героя — Челкаш и Гаврила — выходцы из деревни. Челкаш греет сердце вспоминаниями о деревенском детстве и юности, а Гаврила мечтает о зажиточной жизни в деревне. Челкаш понимает желания Гаврилы и даже чувствует ответственность за его судьбу. Челкаш давно оторван от земли, […]...
- Образ Челкаша в рассказе Горького «Челкаш» Челкаш… Нищий. Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днем: «Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра — мы подумаем завтра». […]...
- Краткое содержание «Челкаш» Горький Рассказ открывается описанием порта. Голоса людей едва пробиваются сквозь шум пароходных винтов, звон якорных цепей и т. д. 1 Появляется Гришка Челкаш, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (5) Много разных мыслей и переживаний возникло у меня, когда я читала рассказ М. Горького «Чел-каш». Писатель смог точно передать всю картину нищенского существования людей, проникнуть в их сокровенные мечты. Он показал, в кого превращаются люди, доведенные до отчаяния, до безысходности при виде чужого счастья и богатства. «Гришка Челкаш — заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (6) В 1894 году великий русский писатель М. Горький пишет свой рассказ «Челкаш». Уже в 1895 году «Челкаш» был напечатан в журнале «Русское богатство». Этот рассказ принес автору широкую известность. Впервые в русской литературе главным героем произведения является вор, Челкаш. При этом автор не критикует своего героя, а показывает, что существуют такие «правильные» люди, которые в […]...
- В чем драма Челкаша и Гаврилы в рассказе Горького «Челкаш» Драма, разыгравшаяся между Чеклашом и Гаврилой, состояла в том, что Челкаш спровоцировал, сам того не желая, попытку Гаврилы убить его. Гаврила, сообщник Челкаша в последней краже, поставил в своем сознании выше Челкаша («ненужный на земле» — так оценивает он жизнь Челкаша). Он принизил Челкаша своей ограниченностью, непониманием смысла жизни, нелюбовью к морю и к свободе. […]...
- Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш» В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя — Гришка Челкаш — старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила — простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. […]...
- Роль пейзажа в рассказе Тургенева «Бежин луг» 1 вариант Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия. В своих произведениях И. С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» — точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш» У Максима Горького с раннего детства была тяжелая жизнь «в людях». Он работал в разных местах, что позволяло ему наблюдать за жизнью людей, за их судьбами. Его интересовало все, что происходило в России. И, по мере возможности, он старался во всем участвовать. Горький много путешествовал по Италии. Наблюдая за жизнью итальянского народа, он создал книгу […]...
- Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького «Челкаш») Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького «Челкаш») Раннее творчество Горького (90-е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (4) Основной чертой творчества Максима Горького является разоблачение буржуазной морали и индивидуализма. В его произведениях воспевается героический подвиг во имя свободы и счастья. Он реализовывает мысль о человеке-деятеле, борце, герое. Его произведения с романтическими героями потрясли русского читателя верой во всемогущество свободного человеческого духа, страстной, всезахватывающей жаждой обновления, жизнеутверждающей верой в подвиг. Главными героями произведения Горького […]...
- Образ и характеристика Челкаш и Гаврила (Горький А. М.) Большинство произведений М. Горького написаны в стиле реализма, но в его ранних рассказах присутствует романтический дух. Главные герои этих рассказов живут в тесной связи с природой. Писатель отождествляет природу и человека. В своих произведениях он отдает предпочтение людям, которые свободны от законов общества. Эти герои имеют интересные взгляды, поведение. У главного персонажа всегда есть антагонист […]...
- Челкаш (Горький А. М.) На уроке литературы мы познакомились с творчеством выдающегося русского поэта 19 века М. Горьким. Особую известность автору принес рассказ «Челкаш» написанный в 1894 году, который пользуется актуальностью и в наши дни. В произведение автор использует антитезу, которая позволяет обратить внимание на отличительные черты героев: внешность, речь, социальное и имущественное положение, а так же взгляды, черты […]...
- Сочинение по рассказу Максима Горького «Челкаш» Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве. Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском […]...
- Роль пейзажа по роману Тихий Дон (Шолохов М. А.) Пейзаж в романе играет довольно важную роль. Зарисовки природы Шолоховым полностью отражают настроение и внутреннее состояние героев. Природа в романе предупреждает о надвигающихся трагических событиях и создает нужную атмосферу, передающую общий настрой. Так, например, во время военных действий писатель обращает внимание на туман, сильный ветер и моросящий дождь. А в эпизодах с Аксиньей и Григорием […]...
- Краткий пересказ Челкаш (Горький А. М.) В самом начале произведения, можно полностью окунуться в ту атмосферу, которая царит в морском порту. Люди там все одинаковые, уставшие и порой даже отупевшие от этой усталости. Все шумят, кричат. На фоне человеческих возгласов слышны шумы моря, различных механизмов, паромов, кораблей, птиц. Это все создает единую рабочую музыку, которая, казалось, играет там. Но она становится […]...
- Челкаш и Гаврила сравнительная характеристика в рассказе Челкаш Горького Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности, которые по-своему смотрят на окружающий мир. Так и у наших двух главных героев возник конфликт, из-за того что каждый по своему воспринимал мир. Писатель […]...
- Краткое содержание Челкаш в сокращении (Горький А. М.) 1. Появился Григорий Челкаш «пропащая пьянь и опытный воришка». «Даже в тех местах, где кроме него были десятки других смелых и сильных фигур, мужчина умел обратить на себя внимание. Он был похож на ястреба — хищника степи. Его хищная худоба и походка, весьма плавная и спокойная на первый взгляд, внутри бушевала и была зоркая, как […]...
- Краткое изложение Челкаш Максим Горький Максим Горький Челкаш «Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль; оно почти не отражается в воде… В порту царит суета и неразбериха. Люди в этом шуме кажутся ничтожными. Созданное ими поработило и обезличило их». Вереница грузчиков, несущая тысячи пудов хлеба ради того, чтобы […]...
- Роль пейзажа в характеристике образа Татьяны Лариной, героини романа А. С. Пушкина Пейзаж как художественное описание любого незамкнутого пространства очень важен для характеристики Татьяны Лариной. Он часть предметного мира, окружающего литературного героя. Как полно и красочно рисует А. С. Пушкин пейзаж, описывая Татьяну, любующуюся восходом солнца, «когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод». Русский пейзаж неотделим от образа пушкинской героини, так как для поэта природа и есть […]...
- Краткое содержание «Другая версия Челкаш» Горький «Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль; оно почти не отражается в воде… В порту царит суета и неразбериха. Люди в этом шуме кажутся ничтожными. Созданное ими поработило и обезличило их». Вереница грузчиков, несущая тысячи пудов хлеба ради того, чтобы заработать себе на […]...
- Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш» Босячество — интересное явление социальной жизни России конца 19 — начала 20 века. Современный Толковый словарь дает такое краткое определение босяка — «опустившийся человек из деклассированных слоев населения». Но за этой лаконичной формулировкой кроется целая жизненная философия, интересная культура, особый взгляд на мир. М. Горький — один из многих писателей, интересовавшийся феноменом босячества. Тем более […]...
- Сочинение по рассказу Горького «Челкаш» Для начала перескажу рассказ, потом скажу о его месте в творчестве писателя и озвучу основную мысль. Рассказ начинается с описания гавани: «Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извозчих телег…» Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. Чтобы пойти на очередное «дело», […]...
- Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Челкаш Горького Гаврила является одним из центральных героев рассказа М. А. Горького «Челкаш». В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности, в которой сочетается одиночество и свобода, вызов обществу и его законам, конфликт главного героя и героя-антагониста — эти черты романтизма находят свое отражение и в […]...
- Роль пейзажа по повести Олеся (Куприн А. И.) В повести «Олеся» пейзаж играет очень важную роль, являясь не просто зарисовкой, а непосредственным участником действия, отражающим духовный облик человека. Например, появление Ивана Тимофеевича на фоне зимней природы описывается с помощью словосочетаний «было… тихо», «пышные комья снега», «безветреный день», «холодный вид». К тому же, мысль о холодной натуре Ивана Тимофеевича впоследствии подтверждается словами Олеси: «Сердце […]...
- Образ и характеристика Челкаша в рассказе Челкаш Горького Образ Челкаша появляется практически в самом начале рассказа, сразу после описания гавани, где скоро и должен появиться главный герой. Среди местных жителей Челкаш слывет безудержным пьяницей, смелым вором и ловким пронырой. Несмотря на свой далеко не молодой возраст, «дела» свои он проворачивает часто и всегда успешно. Как и в других произведениях Горького, в данном рассказе […]...
- Роль пейзажа в романе «Отцы и дети» Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Композиция — построение всего произведения (сюжеты, внесюжетные элементы и вопрос о том, кто ведет повествование и кого можно считать выразителем авторской позиции). Время в романе разворачивается линейно (действие затрагивает два месяца 1859 года), и только история любви Павла Петровича идет как вставная, не входит […]...
- Роль пейзажа в пьесе «Гроза» и «Вишневый сад» Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова […]...
- Чему посвящен рассказ Горького «Челкаш» Этот рассказ посвящен теме босячества. Босяки — особая категория людей, которая попадает на «дно» жизни. Эти люди сами выбирают свой образ жизни — свободу, об одной истории из жизни босяка и повествует это произведение (автор называет ее маленькой драмой). Главные герои — Челкаш и деревенский парен Гаврила, но рассказ назван «Челкаш», так автор выделяет босяка […]...
- Босяки — герои или жертвы?(по рассказу «Челкаш» ) Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеобразие личности каждого, даже самого забитого человека. Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Но в произведениях Горького появились и люди, которые высоко ценят человеческое достоинство, протестуют против унижения, лжи и […]...
- Роль пейзажа в поэме Мцыри Поэма » Мцыри «, написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический пейзаж. Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной […]...
- Идейно-композиционная роль пейзажа в «Войне и мире» ВСТУПЛЕНИЕ. Определяем значение главного слова в теме — «роль». Нам предлагают ответить на вопрос: зачем Толстой включает в свою Книгу Описания природы? А если бы их не было? Представить себе «Войну и мир» без картины лунной ночи, в Отрадном, зимнего святочного катания молодых Ростовых и тому подобных сцен невозможно. Более того, образ князя Андрея, которому […]...
- Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Реалистическое искусство всегда старается отражать действительно происходящие события и явления. Выбирая самые что ни на есть прозаические предметы, вещи, события, русские художники второй половины XIX века старались передать жизнь такой, какая она есть, в самом обычном ее виде. Русский пейзаж в литературе появился давно и занял прочное место. Так, природа в произведениях И. С. Тургенева […]...