Любовь в стихах и творчестве (Блок Александр)
В поэзию Блока вторгалась также музыка самой жизни с ее прозаическими интонациями, что в наибольшей степени проявилось в поэме “Двенадцать”
Идеалом поэта было гармоническое единство человеческой жизни и природы, которое он называл “мировым оркестром”. Этой музыке бытия он противопоставлял “антимузыкальность” буржуазной и мещанской жизни, используя в музыкальном строе своей поэтической речи диссонансы, звуковые контрасты, резкие, раздражающие звуки.
Большое место в поэзии Блока занимает тема любви. Она проходит
Блок воспел рыцарское служение женщине, светлые озарения и вдохновения любви. В женщине он всегда видел нечто неземное, идеальное, сравнивал ее со звездой, кометой, снежным костром, стихией, космосом:
Ты – путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.
Любовь понималась им как средоточие высшей красоты мира, высшее проявление человечности в человеке, символ жизни, творчества. “Только влюбленный имеет право на звание человека”,- сказал он в стихотворении
Одним из шедевров лирики Блока является стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе” (1908), покоряющее глубиной и сдержадностью человеческого чувства, благородным отношением героя к женщине. Здесь обыкновенная земная любовь понимается как самая большая ценность, ‘большая, чем доблести, подвиги, слава.
Любовная лирика Блока – это исповедь сердца, лирический дневник, но в ней отразились бури и тревоги сложного времени, в которое жил поэт.
“Завершая поэтические искания XIX века,- пишет известный исследователь творчества поэта В. Н. Орлов,- Блок создал особый тип лирики, поднимающей большие общественно-моральные и культурноисторические проблемы, проникнутой острым чувством истории и действительности”.
Под влиянием общественных событий личные переживания поэта наполнялись все большим социальным содержанием. После поражения революции 1905 года усиливается критическое, обличительное начало в его поэзии. В цикле стихотворений “Страшный мир” (1909-1916) Блок обращается к сатирическому изображению буржуазного мира $ его бездуховностью, пустотой, мертвенностью (“Пляски смерти”), пошлостью (“На островах”, “В ресторане”).
Поэт и себя самого чувствует пленником и жертвой “страшного мира”, поэтому здесь звучат пессимистические ноты одиночества, тоски, разочарования в жизни (“Песнь ада”, “Как тяжело ходить среди людей”, “С мирным счастьем покончены счеты”, “Ночь. Улица. Фонарь.
Аптека” и др.).
В годы реакции с особой силой проявилась противоречивость мироощущения Блока, определившая такую характерную особенность его поэтики, как контрастность. Это контрастность образов (света и тьмы, огня и мрака, дня и ночи), мотивов (жизни и смерти, любви и ненависти, тоски и радости), лексики, художественных приемов. Блок испытывал одновременно “и отвращение от жизни, и к ней безумную любовь”, но стремился к цельности и гармонии. Об этом говорит его программное стихотворение “О, весна без конца и без краю” (1907):
О; весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечтах
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Со щитом в руках поэт, как воин, идет навстречу жизни с ее радостями и невзгодами:
И смотрю, и вражду измеряю,
Венавйдя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю –
Все равно: принимаю тебя!
Блок считал, что, несмотря на все трудности и беды, жизнь в сущности прекрасна: “Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен”.
В мрачные годы реакции Блок сохранил веру в творческие силы народа, в его способность к борьбе, в нем он видел спасение от “страшного мира”. В отличие от тех декадентов-символистов, которые проклинали и презирали народ, предсказывали гибель России, Блок верил в ее бессмертие, в ее великое будущее, призывал интеллигенцию к сближению с народом.
Источники:
- Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.
Аннотация: В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время (с 1898 по 1921 г.). Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.
Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы “Двенадцать”, “Соловьиный сад” и извлечения из поэмы “Возмездие” (“Когда ты загнан и забыт…”, “Народ и поэт”, “Возмездие”, “Два века”).