Подробный анализ стихотворения Незнакомка по плану (Блок Александр)



Стихотворение “Незнакомка” написано в трудный для поэта период. 1905-1906 гг. стали для Александра Блока одними из самых тяжелых в жизни. Наиболее трагичными событиями этого времени стали разлад с друзьями-символистами, уход жены к Андрею Белому, а также всплывшие на поверхность пороки общества, приведшие к Первой русской революции.

Блок был очень чувствительной натурой, поэтому эти неблагоприятные изменения повлекли за собой душевную опустошенность писателя, а как следствие, переход от “Стихов о Прекрасной Даме” к “Страшным

дням”.

“Незнакомка” же олицетворяет этот переход и содержит в себе описание как “страшного мира”, так и прекрасного образа, вырывающегося из общей картины мещанства и порочности.

С первых строк произведения читатель погружается в удручающий мир, который, несмотря на весну – время преображения и обновления, наполнен “тлетворным духом”. Каждая следующая строфа все глубже окунает нас в омут погрязшего в пустом празднестве дна. И все, даже то, что обычно представляется читателю в привлекательном свете, становится здесь неприятным, отталкивающим (“гуляют с дамами испытанные остряки”,

“женский визг”, “ко всему приученный бессмысленно кривится диск”). В этом мире мы видим и лирического героя: “И каждый вечер друг единственный/В моем стакане отражен/И влагой терпкой и таинственной/Как я, смирен и оглушен”.

Казалось бы, он всего лишь один из “пьяниц с глазами кроликов”, однако именно он обратил внимание на прекрасную незнакомку, появившуюся среди всего хаоса и торжества порока, выделил “девичий стан” из толпы и тем самым сам выделился из нее.

Вторая половина произведения посвящена незнакомке и кардинально отличается от первой. Повествование в этих шести строфах намного мягче и нежнее, чем в предыдущих. Таинственная дама описывается автором с нескрываемым восхищением, ее образ загадочен, расплывчат: “Всегда без спутников, одна/Дыша духами и туманами,/Она садится у окна”. С ее появление уходит в небытие прошлая неприглядность мира, а остаются только “очи синие бездонные”.

И мысли героя сразу преображаются, становятся возвышенными, он стремится к мечте, верит в то, что в его душе “лежит сокровище” и только ему “поручен ключ”. Он тоже говорит: “Истина в вине”, но это совсем не тот крик праздных пьяниц: “In vino veritas!”. Этот вывод указывает только на успокоение и умиротворение в мире отвратительной суеты, а не на пьяное забытье.

Основной литературный прием, используемый в стихотворении, – антитеза. Противопоставляются в произведении “страшный мир” и образ прекрасной незнакомки. Александру Блоку удалось добиться удивительно яркого контраста в этом приеме в том числе и благодаря непревзойденной звукописи.

В первых шести строфах повторение “скрипучих” согласных создает атмосферу грубости и уродливости мещанского общества, а в последующих строфах аллитерация и ассонанс таковы, что читатель слышит неповторимую “музыку стихотворения” Блока и совсем забывает про недавнее резкое звучание. Усиливается противопоставление и за счет используемых эпитетов (в начале произведения – даже оксюморона): “тлетворный дух”, “бессмысленно кривится” – в первой половине, “очарованный берег”, “бездонные очи” – во второй. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, как и многие другие произведения поэта.

Итак, стихотворению “Незнакомка” в творчестве Александра Блока отведена ключевая роль. Оно является программным и знаменует переход писателя от слепого следования за идеалом к осознанию порочности мира и вырождения общества. Однако этот переход вовсе не означал утрату писателем мечты, цели, он только изменил направление его творчества, которое теперь ориентировалось и на несовершенство всего окружающего Блока мира.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Подробный анализ стихотворения Незнакомка по плану (Блок Александр)