Анализ стихотворения Незнакомка истолкование (Блок Александр)

Романтической мечтой о прекрасном проникнуто известное стихотворение Блока “Незнакомка” (1906).

Столкновение поэзии с прозой жизни подчеркнуто смысловым делением стихотворения на две части, контрастной лексикой – бытовой и романтически-возвышенной. Сначала: “пыль переулочная”, “скука загородных дач”, “лакеи сонные”, “пьяницы с глазами кроликов”, затем: “берег очарованный и очарованная даль”, “очи синие бездонные”. В первой половине стихотворения подробной детализацией, повторами, перечислениями

поэт сознательно нагнетает ощущение скуки, однообразия, пошлости обывательской жизни.

На этом фоне чуд-ным видением возникает Незнакомка, возвышающаяся над будничной мещанской обстановкой, таинственная, загадочная (“И веют древними поверьями ее упругие шелка…”, “Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне…”, “Дыша духами и туманами, она садится у окна…”).

Незнакомка, как призрак, возникает на зыбкой грани реальности и фантазии (“Иль эго только снится мне?”). В такой “недопроявленности” образа заключается его прелесть и очарование, сила эмоционального

воздействия. Он воспринимается как символ отрешенной, неземной красоты и чистоты.

Стихотворение “Не-знакомка” может служить примером фонетической организации стиха. Прочитайте стихотворение вслух с седьмой строфы до конца, и вы увидите, как последовательно сменяются и поют здесь гласные е – а – у – о: и веют древними поверьями; закованный – вуаль – даль; глухие – поручены – луит – излучины; в моей – сокровище – поручен только – пьяное чудовище.

Музыкальность – одно из отличительных качеств поэзии А. Блока.

Вслушаемся внимательно в звучание первых строф стихотворения “Дым от костра струею сизой…”:

Дым от костра струею сизой

Струится в сумрак, сумрак дня.

Лишь бархат алый алой ризой,

Лишь свет зари – покрыл меня.

Все, все обман, седым туманом

Ползет печаль угрюмых мест.

И ель крестом, крестом багряным

Кладет на даль воздушный крест…

В этом стихотворении, написанном в интонациях романса, музыку стиха создают сближения одинаковых слов (алый – алой, крестом – крестом), одинаковых групп согласных (костра – струею – струится), мастерскими аллитерациями. Например, первая строка второй строфы держится на звонком согласном м (обман – седым туманом), во второй строке появляется аллитерация на глухой п (/гол – зет – печаль), в третьей “играют” сочетания кр – кр – гр – кл – кр.

Здесь музыка стиха даже господствует над смыслом. К. Чуковский видел в подобных стихотворениях, выражавших субъективные переживания поэта, “деспотическое засилие музыки”, “гениальную звукопись”, “опьянение звуками”. Действительно, многие стихотво-рения поэта, в которых он старался выразить невыразимое словом самой мелодикой стиха” находятся на грани, поэзии и музыки. “Я не знаю высшего музыкального наслаждения вне самой музыки, чем слушание стихов Блока”,- писал композитор Б. Асафьев, отмечая, что “…Блок вносил в свою поэзию понятное только музыкантам, неуловимое словами, мелодическое (романсное и песенное) напряжение”.

Источники:

    Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.

    Аннотация: В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время (с 1898 по 1921 г.). Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.

    Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы “Двенадцать”, “Соловьиный сад” и извлечения из поэмы “Возмездие” (“Когда ты загнан и забыт…”, “Народ и поэт”, “Возмездие”, “Два века”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Незнакомка истолкование (Блок Александр)