Родина Россия в поэзии и творчестве (Блок Александр)

Вся поэзия Блока – напряженная, мучительная дума о России. Этой теме он посвятил и самостоятельный цикл стихов “Родина” (1907-1916). Важно, что поэт обратился к поэтическому воплощению образа народной, демократической, крестьянской России.

В некоторых стихотворениях (“Русь”, “Русь, жизнь моя…”) показана Россия колдовская, загадочная, таинственная, непостижимая, какой она представляется интеллигенту, мучительно переживающему свою отчужденность от народа Но затем налет загадочности исчезает – и перед нами возникает

крестьянская, полевая, лесная, нищая страна с серыми избами, с расхлябанными колеями дорог.

В русской лирике издавна утвердилось сравнение родины с матерью.

Блок же не просто сравнивает – он отождествляет родину с женщиной, и не только с матерью, но и с женой, невестой. В его произведениях образ женщины возвышается до символического обобщения России.

Так, в стихотворении “Россия” родина предстает в облике женщины-крестьяики в узорном платке. Ее образ сливается с образом природы: “А ты все та же – лес, да поле, да плат узорный до бровей”.

В стихотворении “На железной дороге” (1910),

которое Блок включил в цикл “Родина”, трагическая судьба девушки, бросившейся под поезд, заставляет задуматься о судьбе России. Девушка ” в цветном платке, на плечи брошенном, красивая и молодая” – жертва не просто трагического случая, а тупого равнодушия. На полустанке она не раз с тщетной надеждой смотрела в “пустынные глаза вагонов”, но не встречала нигде человеческого тепла и сочувствия. В судьбе героини Блок обобщил судьбу молодого поколения, оказавшегося в атмосфере духовного бездорожья и безнадежности:

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Реалистические детали приобретают символическое значение. Слова: “Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели” – подчеркивают утомительное однообразие жизни, а в следующих двух строках о вагонах для господ (“Молчали желтые и синие”) и для народа (“В зеленых плакали и пели”) Блок гениально показал социальное расслоение в царской России. Жандарм, стоящий рядом с девушкой на перроне, воспринимается как зловещий символ самодержавного уклада жизни.

Враждебные народу силы, державшие Россию в повиновении, воплощены в стихах Блока в образах колдуна, коршуна, ястреба, совы и пр. Стихотворение “Коршун” (1914) построено на параллели: коршун кружит над лугом, мать-крестьянка кормит ребенка. Поэт закрепляет эту параллель вопросительной, тревожной концовкой: “Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?” Образ матери здесь расширяется до образа России.

Еще одна важная особенность трактовки темы родины состоит в том, что Россия изображается Блоком в движении, в романтической перспективе. В его стихах часто употребляются образы дороги, долгого пути, бескрайних просторов и далей. Россия – необъятная и беспредельная страна, устремившаяся в дали будущего, как гоголевская необгонимая птица-тройка.

Отсюда постоянные символические образы могучей свободной стихии – ветра, вьюги, снежной метели, бури, урагана.

Источники:

    Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.

    Аннотация: В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время (с 1898 по 1921 г.). Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.

    Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы “Двенадцать”, “Соловьиный сад” и извлечения из поэмы “Возмездие” (“Когда ты загнан и забыт…”, “Народ и поэт”, “Возмездие”, “Два века”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Родина Россия в поэзии и творчестве (Блок Александр)