Россия в творчестве поэтов Серебряного века (Блок, Есенин, Маяковский)

Такие поэты, как Блок, Есенин и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революцияи 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Все это – реальные вехи путей России, узловые моменты ее истории, на которые живо откликнулись эти поэты.
Все три художника слова по-своему относились к России и писали об этом в своих произведениях. “Этой теме, – писал Блок, – я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю,

что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни….”
Перу поэта принадлежать циклы стихов о России: “Родина”, “На поле Куликовом”. Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – “На железной дороге” (“Под насыпью, во рву некошеном…”). Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине красоту и, вместе с тем, загадочное, чуждое, дикое начало, недоступное пониманию:
Знала ли что? Или в Бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов
верстовых…
…Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни…
Двусмысленное отношение к России также раскрыто в стихотворении 1914 года “Грешить бесстыдно, непробудно…”. Сталкивая в одном произведении низость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует реалистичную картину современной ему России:
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод…
Тема этого стихотворения – неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в мещанское существование, а его душа ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Блок горячо любил родную землю, с ней связывал лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидел “страшный мир” царской России. Образ Руси представлен у поэта в виде прекрасной женщины, гордой и сильной духом. На ее долю выпадет много испытаний, но поэт уверен, что Россия достойно их выдержит.

Он верит, что Россия только окрепнет и станет еще более сильной духовно.
Отличительная черта есенинской лирики о России – любовь поэта к деревне, к селам, его неприятие города. Особенно ярко это проявлялось в ранних творениях. В них Есенин рассказывал о своих переживаниях и мыслях.

Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы “интимной” лирики. Теперь он рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России. Случилось это во времена великих бурь революции.

Как поэт своей родины, Есенин не мог оставаться в стороне от этих событий. Реальные революционные потрясения, резкие перемены в деревне, даже машинизация села – все это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств.

Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь Родина для него не только деревня и ее природа, это и новый герой, также неотъемлемо связанный с Россией – город. Это четко прослеживается в стихотворении “Я последний поэт деревни”:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны. Для него Россия – это и природа, одухотворенная одним дыханием и памятью поэта, и деревня как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но все же родной, так как является частью Родины, и народное творчество как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Все это Есенин пережил и осознал, поэтому читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы.
Владимир Маяковский в сознании большинства людей выступает как “певец социалистической революции”, веривший в коммунистическое будущее и весь свой сатирический талант отдававший этому великому делу. Поэт очень сильно любил Россию и верил в родину завтрашнего дня.
Маяковский радовался каждому достижению страны в промышленности, культуре, в международных делах. Поэт отмечал, что каждый день рождает новые “чудеса” на родной земле. Но самое большое чудо, рожденное Октябрем,- советский человек, свободный и сильный. И Маяковский не раз говорит в своих произведениях о том, что делает советского человека особым, дает ему силы для свершения подвига:
…главное в нас
это – наша
Страна Советов.
Советская воля.
советское знамя,
советское солнце.
Особое место в творчестве поэта занимает тема революции, которую он полностью поддерживал. Последняя поэма Маяковского “Хорошо!” – гимн революции. В ней мы найдем строки о любви к Родине и о счастье быть ее сыном, гражданином, участником ее созидательных свершений и расцвета.
Отдавая “всю свою звонкую силу поэта” революции, Маяковский ненавидел обывателей, мещанство, бюрократию и чиновников (“О дряни”, “Прозаседавшиеся”). Всю свою страсть он направлял против тех, кто мешает строить новую страну. Все его дела и мысли были устремлены в будущее.

Владимир Маяковский хотел быть и стал пророком и знаменем революции.
Три поэта одной эпохи по-разному относились к событиям начала 20 века. Блок и Есенин до конца не приняли революцию, Маяковский всячески ее поддерживал. Но все поэты горячо любили Россию и верили в будущее страны, в ее особенность и уникальность.

Родная страна по-своему отблагодарила этих поэтов, увековечив их имена и обессмертив их творчество.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Россия в творчестве поэтов Серебряного века (Блок, Есенин, Маяковский)