Блок. Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении “Россия”?
Сравните женские образы в стихотворениях “Девушка пела в церковном хоре…” и “Незнакомка”.
В обоих стихотворениях перед нами выступают пленительные женские образы, контрастно противостоящие реальной действительности. В первом стихотворении девушка поет в церковном хоре молитвы за всех нуждающихся в помощи и поддержке. Она выделяется в хоре голосом, летящим в купол, и белым цветом платья, символом нравственной чистоты.
Ее голос и молитвы, которые она поет, внушают людям веру в обретение светлой жизни.
Символами,
Таким образом, блоковская женщина выступает здесь символом нереального, Несбывшегося.
В стихотворении “Незнакомка” Прекрасная Дама появляется в реальном мире, обрисованном сниженными красками, и контрастна ему своим потусторонним
Мир, одухотворенный образом Незнакомки, приходит в сознании поэта, вернее, в его фантазии, в “страшный мир”, окружающий его. Образ этот хрупок, лишен конкретных очертаний, но он представляет собой сокровище, позволяющее остаться самим собой.
Чему посвящено стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…”? Как соотносится первая строка с темой стихотворения?
Это стихотворение об одиночестве, о горечи разлук, потерянном счастье, навсегда ушедшей любви. Первая строчка раскрывает еще один смысл этих стихов – любовь уводит человека от битв, от подвига, в мир красивый, но далекий от жизненных бурь. Стихотворение написано в очень грустной тональности. Героиня “милая”, “нежная”, но несчастная, она живет на “горестной земле”, жизнь ее тоже терзает.
Обратим внимание на слово “гордыня” в значении душевной неуспокоенности, нежелания смириться. Именно гордыня заставляет ее уйти в неизвестность.
Почему некоторые исследователи рассматривают стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” как поэтическую параллель пушкинского стихотворения “Я вас любил…”? С помощью каких художественных средств создается Блоком женский образ? Какова символика синего цвета в стихотворении?
И у Пушкина, и у Блока речь идет о любви прошедшей, безответной. Только у Пушкина, для которого “печаль… светла”, по отношению к адресату любовь еще не прошла, и он желает ей счастья и быть любимой другим, как когда-то им самим. Лирический герой Блока надломлен.
Он произносит такие слова, как “уж не мечтать”, “все миновалось – молодость прошла…”, “я крепко сплю”. И наконец, убирает своей рукой со стола портрет любимой. В поэзии Блока синий цвет – символ прекрасного, далекого, связывающего земной мир с иными мирами.
Есть мнение, что синий плащ теряет свою материальную сущность и становится символом безмерного неба, поглотившего последнюю на земле “женственную тень”.
Прочитайте стихотворение “6, я хочу безумно жить…”. Какие чувства и желания являются для поэта самыми волнующими, сокровенными? Какие принципы, по убеждению Блока, должны быть определяющими для искусства, творчества?
Здесь изложены основные творческие принципы Блока – утверждение прекрасного в жизни, вера в добро и свет и желание трудиться во имя их будущего торжества. Утверждение всего сущего противопоставлено тяжелому сну реального настоящего, рождающему угрюмое и трагическое восприятие жизни. Поэт надеется, что будущие поколения увидят светлое и жизнеутверждающее начало его поэзии, несмотря на ее трагическую тональность.
Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении “Россия”?
Чувство любви к родине соединено у Блока в этом стихотворении с верой в ее достоинство и возможность будущего возрождения. Личная судьба автора и судьба страны – неразделимы.
Автор любит простую деревенскую природу, “разбойная красота” ее вызывает теплое глубинное чувство. Он отказывается от жалости к родной стране – она достойна иного отношения: любования и восторга. “Прекрасные черты” – вот характеристика России. В стихотворении мы ощущаем и гоголевские (“Русь-тройка”) и лермонтовские (“Родина”) мотивы.
Какие два лика России созданы в одноименном стихотворении Блока? Как определяет поэт свое отношение к Родине?
Один лик – нищета России (избы серые, расхлябанные колеи, заботы), лик внешний. Другой, внутренний, выражается через раскрытие ее духовной сущности, силы народа, вековых традиций. Отказ от жалости и бережное несение креста – вот основная тональность в выражении собственного отношения к родине.
В сознании поэта возникают образы, символизирующие богатства России, “песни ветровые”, “плат узорный до бровей”, “разбойная краса”, и, конечно, незабываемая природа.
С каким некрасовским стихотворением перекликается стихотворение “На железной дороге”? Почему стихотворение “На железной дороге” входит в цикл “Родина”?
Перекликается со стихотворением Некрасова “Тройка”, в котором также выражены несбыточные мечты героини о достижении личного счастья. Там, в “Тройке”, “подбоченясь красиво, загляделся проезжий корнет”; у Блока:
Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною… Скользнул – и поезд вдаль умчало.
В некрасовском стихотворении тройка мчится по дороге, девушка “жадно глядит на дорогу” вслед умчавшейся тройке; “На железной дороге” “мчалась юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая…”. Оба поэта отдают дань красоте своих героинь. Стихотворения трагически окрашены. “На железной дороге” включено в цикл “Родина” вполне логично, так как в судьбе несчастной девушки символически выражена скорбь автора о России. А. В. Терновский предположил: “невольно думается, не сама ли это поруганная, “раздавленная” Россия.
Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого его прочтения”.
Попытайтесь определить термин “музыкальность”, характеризующий поэзию Блока. Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию “музыкального стиха”?
Блок считал музыку организующей силой, внутренней сущностью мира. Его стихи мелодичны, они отражают ритмы окружающей действительности, а также личные переживания поэта и его лирического героя. Музыкальность создается звуковыми повторами, ассонансами и аллитерациями. Блок узаконил такой размер в своем творчестве, как дольник, что способствовало усилению мелодичности звучания его стихов.
Ярким примером стихотворной музыкальности является стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”. В лирике Блока ощущается установка поэта на музыкальность, на пробуждение эмоциональных ассоциаций. Все эти приемы мы видим в прочитанных и осмысленных нами произведениях Александра Блока.