Блок. Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении “Россия”?



Сравните женские образы в стихотворениях “Девушка пела в церковном хоре…” и “Незна­комка”.

В обоих стихотворениях перед нами выступают пленительные женские обра­зы, контрастно противостоящие реальной действительности. В первом стихотворе­нии девушка поет в церковном хоре мо­литвы за всех нуждающихся в помощи и поддержке. Она выделяется в хоре голо­сом, летящим в купол, и белым цветом платья, символом нравственной чистоты.

Ее голос и молитвы, которые она поет, внушают людям веру в обретение светлой жизни.

Символами, характеризующими пою­щую в хоре девушку, выступают эпите­ты сладок по отношению к голосу и то­нок – к лучу, сияющему на белом плече. Эта символика свидетельствует о хрупкос­ти мечты, навеваемой пением в церковном хоре. Надеждам противопоставлена несбы­точность их в реальном мире: “Причаст­ный Тайнам, – плакал ребенок, О том, что никто не придет назад”.

Таким обра­зом, блоковская женщина выступает здесь символом нереального, Несбывшегося.

В стихотворении “Незнакомка” Пре­красная Дама появляется в реальном мире,

обрисованном сниженными краска­ми, и контрастна ему своим потусторон­ним началом. В ней просвечивается призрачность, космичность, в ее облике сочетаются реальность (“девичий стан, шелками схваченный”) и ирреальность (“дыша духами и туманами…”, “и веют древними поверьями…”). Большую смыс­ловую нагрузку несет повтор “И каждый вечер…”. С его помощью, а также с по­мощью образа Незнакомки противопо­ставлены духовность и бездуховность, безобразное и прекрасное, добро и зло, они каждодневно отрицают друг друга.

Мир, одухотворенный образом Незнаком­ки, приходит в сознании поэта, вернее, в его фантазии, в “страшный мир”, окру­жающий его. Образ этот хрупок, лишен конкретных очертаний, но он представля­ет собой сокровище, позволяющее остать­ся самим собой.

Чему посвящено стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…”? Как соотносится первая строка с темой стихотворения?

Это стихотворение об одиночестве, о го­речи разлук, потерянном счастье, навсег­да ушедшей любви. Первая строчка рас­крывает еще один смысл этих стихов – любовь уводит человека от битв, от подви­га, в мир красивый, но далекий от жиз­ненных бурь. Стихотворение написано в очень грустной тональности. Героиня “милая”, “нежная”, но несчастная, она живет на “горестной земле”, жизнь ее то­же терзает.

Обратим внимание на слово “гордыня” в значении душевной неуспо­коенности, нежелания смириться. Имен­но гордыня заставляет ее уйти в неизвест­ность.

Почему некоторые исследователи рассматри­вают стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” как поэтическую параллель пушкинского стихотворения “Я вас любил…”? С помощью каких художественных средств создается Блоком жен­ский образ? Какова символика синего цвета в сти­хотворении?

И у Пушкина, и у Блока речь идет о любви прошедшей, безответной. Только у Пушкина, для которого “печаль… свет­ла”, по отношению к адресату любовь еще не прошла, и он желает ей счастья и быть любимой другим, как когда-то им самим. Лирический герой Блока надломлен.

Он произносит такие слова, как “уж не меч­тать”, “все миновалось – молодость про­шла…”, “я крепко сплю”. И наконец, убирает своей рукой со стола портрет лю­бимой. В поэзии Блока синий цвет – сим­вол прекрасного, далекого, связывающего земной мир с иными мирами.

Есть мне­ние, что синий плащ теряет свою матери­альную сущность и становится символом безмерного неба, поглотившего послед­нюю на земле “женственную тень”.

Прочитайте стихотворение “6, я хочу безумно жить…”. Какие чувства и желания являются для поэ­та самыми волнующими, сокровенными? Какие принципы, по убеждению Блока, должны быть определяющими для искусства, творчества?

Здесь изложены основные творческие принципы Блока – утверждение прекрас­ного в жизни, вера в добро и свет и же­лание трудиться во имя их будущего тор­жества. Утверждение всего сущего про­тивопоставлено тяжелому сну реального настоящего, рождающему угрюмое и тра­гическое восприятие жизни. Поэт наде­ется, что будущие поколения увидят свет­лое и жизнеутверждающее начало его поэзии, несмотря на ее трагическую то­нальность.

Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении “Россия”?

Чувство любви к родине соединено у Блока в этом стихотворении с верой в ее достоинство и возможность будущего воз­рождения. Личная судьба автора и судьба страны – неразделимы.

Автор любит простую деревенскую при­роду, “разбойная красота” ее вызывает теплое глубинное чувство. Он отказывает­ся от жалости к родной стране – она достойна иного отношения: любования и восторга. “Прекрасные черты” – вот характеристика России. В стихотворе­нии мы ощущаем и гоголевские (“Русь-тройка”) и лермонтовские (“Родина”) мо­тивы.

Какие два лика России созданы в одноимен­ном стихотворении Блока? Как определяет поэт свое отношение к Родине?

Один лик – нищета России (избы се­рые, расхлябанные колеи, заботы), лик внешний. Другой, внутренний, выражает­ся через раскрытие ее духовной сущности, силы народа, вековых традиций. Отказ от жалости и бережное несение креста – вот основная тональность в выражении собст­венного отношения к родине.

В сознании поэта возникают образы, символизирую­щие богатства России, “песни ветровые”, “плат узорный до бровей”, “разбойная краса”, и, конечно, незабываемая природа.

С каким некрасовским стихотворением пере­кликается стихотворение “На железной дороге”? Почему стихотворение “На железной дороге” вхо­дит в цикл “Родина”?

Перекликается со стихотворением Не­красова “Тройка”, в котором также выра­жены несбыточные мечты героини о до­стижении личного счастья. Там, в “Трой­ке”, “подбоченясь красиво, загляделся проезжий корнет”; у Блока:

Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною… Скользнул – и поезд вдаль умчало.

В некрасовском стихотворении тройка мчится по дороге, девушка “жадно глядит на дорогу” вслед умчавшейся тройке; “На железной дороге” “мчалась юность беспо­лезная, в пустых мечтах изнемогая…”. Оба поэта отдают дань красоте своих геро­инь. Стихотворения трагически окраше­ны. “На железной дороге” включено в цикл “Родина” вполне логично, так как в судьбе несчастной девушки символиче­ски выражена скорбь автора о России. А. В. Терновский предположил: “неволь­но думается, не сама ли это поруганная, “раздавленная” Россия.

Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого его прочтения”.

Попытайтесь определить термин “музыкаль­ность”, характеризующий поэзию Блока. Какие изо­бразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию “музыкального стиха”?

Блок считал музыку организующей си­лой, внутренней сущностью мира. Его стихи мелодичны, они отражают ритмы окружающей действительности, а также личные переживания поэта и его лириче­ского героя. Музыкальность создается звуковыми повторами, ассонансами и ал­литерациями. Блок узаконил такой раз­мер в своем творчестве, как дольник, что способствовало усилению мелодичности звучания его стихов.

Ярким примером стихотворной музыкальности является стихотворение “Девушка пела в церков­ном хоре”. В лирике Блока ощущается установка поэта на музыкальность, на пробуждение эмоциональных ассоциаций. Все эти приемы мы видим в прочитанных и осмысленных нами произведениях Алек­сандра Блока.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Блок. Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении “Россия”?