Критика повести “Простодушный” просветителя Вольтера

<

p>В повести “Простодушный” показана судьба так называемого “естественного” человека, который вырос в отдалении от цивилизации. Философия Вольтера, французского писателя, является ярким образцом философских взглядов эпохи Просвещения. Идея “естественного человека” – одна из главных в Просвещении.

Многие из просветителей считали современный для них общественный строй неестественным, который только портит людей.

<

p>Вольтер был одним из тех просветителей, кто остро критиковал общественные пороки. Выход он видел в обращении людей к образованию и науке, которые развивают самостоятельное, независимое мышление. Основные идеи Вольтера – торжество разума, вера в безграничные возможности человеческого интеллекта, и все это также ведущие идеи Просвещения.

<

p>Главный герой повести Вольтера, Гурон, прозванный Простодушным, после смерти родителей был воспитан индейцами. Этот молодой человек не усвоил условностей и предрассудков общественного поведения. Оказавшись в монархической Франции, где огромное влияние имела церковь, Гурон оказывается морально чище, чем большинство “цивилизованных” граждан, регулярно посещающих церковь.

<

p>Получив доступ к наукам и книгам, Гурон быстро развивает свой острый ум. Скоро Гурон осознает, что цивилизованность в обществе понимается прежде всего как соблюдение этикета, внешней “благопристойности”, а не как торжество справедливости. В стране правит церковь, духовенство, но люди соблюдают только обряды. Многими людьми забыты настоящие, исконные христианские ценности добра, любви, прощения, милосердия, сочувствия, бескорыстия. “Что за лабиринт лжи!

Что за страна! ” – восклицает героиня повести, возлюбленная Гурона мадемуазель Сент-Ив.

<

p>Условности общества и религии разлучили в итоге Гурона с возлюбленной, она умирает, не выдержав потрясений. В повести сильны антимонархические и антиклерикальные, т. е. антицерковные мотивы.

<

p>Особенности композиции повести “Простодушный”: поскольку произведение написано в жанре философской повести, то львиную его долю занимает полемика разнообразных идей. Логика развития событий обусловлена не логикой человеческих поступков, а логикой идейного развития, хода полемики. Фактически, центральное место в “Простодушном” занимают не люди-персонажи, а философские идеи.

Повесть разбита на короткие главы, в заголовке каждой изложен краткое содержание того, что произойдет в этой главе. Например: “Глава третья. Гурон, прозванный Простодушным, обращен в христианство “.



Критика повести “Простодушный” просветителя Вольтера