Критика и анализ произведения “Крошка Цахес” Гофмана



<

p>Крошка Цахес, герой одноименного произведения Гофмана, родился уродливым скособоченным карликом. Но судьба в образе феи улыбнулась ему. Фея Розабельверда (или же Розабельерде) подарила Цахесу три золотых магические волоса.

После этого Цахес стал казаться людям лучшим, чем был. То есть, пригожим, умным, талантливым.

<

p>Чары действуют почти на всех людей, восхищаются Цахесом: “О, фрау Лиза, какой у вас милый и пригожий мальчик!”. Когда кто-то в окружении Цахеса чем-то прославляется, это сразу приписывается карликову, а в его

грубых выходках обвиняют других.

<

p>Благодаря магическому дару, крошка Цахес, прозванный Циннобером, живет без забот во дворце, становится важной персоной в министерстве иностранных дел.

<

p>Образ крошки Цахеса весьма однозначен. Убогий карлик от таких больших возможностей не становится лучше. Наоборот, он рад, когда присваивает себе достижения других. Цахес ведет себя подло по отношению к окружающим, идет к своим целям “по головам”.

Он туп, злобен, хитер и ненасытен к почестям. Уродливую же сущность карлика сначала видят только студент Балтазар и его товарищ.

<

p>Рассказывая историю

Цахеса, писатель противопоставляет два различных человеческих мира. Первый из них, более распространенный – это мир обывателей, т. е. филистеров. Филистер зовут людей ограниченных, с примитивными интересами.

<

p>Ярким представителем такого типа в произведении является сам Крошка. Это самодовольный, эгоистичный, лицемерный человек, к тому же глупый. Однако в обществе Крошку Цахеса обожают – ведь у него есть три золотых волоса, подаренные ему феей.

Эти магические волоски в произведении Гофмана олицетворяют власть золота. Весь мир филистеров поддается чарам этого золота, все люди увлекаются Цахесом. Ведь в мире филистеров даже простейшие человеческие чувства – симпатия, любовь, доброжелательность чаще всего подвластны материальному расчету.

Цахес живет неправедным богатством, бессовестно крадет достижения других.

<

p>Контраст филистерам составляют энтузиасты. Их представитель – студент Балтазар. Это романтик, бескорыстный служитель идеалам красоты и справедливости.

Он – человек кипящей энергии и ясного ума. Балтазар интересуется “прекрасными мечтами из какого-то далекого мира, полного блаженной радости”, “высокими истинами мира”, ощущает гармонию прекрасной и живой природы. Его никак не ослепляют “золотые волоски” Цахеса-Циннобера, он видит его уродливую сущность.

Однако никто из филистеров Балтазару не верит, его преследуют.

<

p>В финале Балтазар с помощью мага Проспера Альнануса устанавливает справедливость. Чары рассеиваются, все видят уродливого карлика. Затравленный людьми Цахес от стыда находит позорную смерть в горшке с нечистотами.

Теперь он ничтожен и возбуждает только жалость. Последняя милость феи заключается в том, что Циннобер запомнился людям все-таки пригожим, а не уродливым.

<

p>Получив волшебный дар, крошка Цахес не выдержал морального испытаний, не постарался стать достойным его, приблизиться внутренне к тому идеалу, которым его видели люди. Как говорит сама фея: “Я думала, чудесный внешний дар, которым я тебя наделила, озарит благотворным лучом твою душу и пробудит внутренний голос, который скажет тебе: ” Ты не тот, за кого тебя принимают, поэтому старайся сравниться с человеком, на чьих крыльях ты, бескрылая калека, возносишься! ” Но никакой внутренний голос в тебе не проснулся. Твой заскорузлый, мертвый дух не смог подняться… “

<

p>В финале Балтазар женится на любимой Кандиде, дочери профессора Моша Терпина, которую прочили в невесты Цахесу. Однако некоторая ирония звучит в счастливом сказочном финале. Семья Кандиды – филистеры. Недаром маг Альнанус дарит молодым на свадьбу волшебные горшки, где не пригорает пища – большего чуда здесь и не надо.

И кто его знает, сохранит ли энтузиаст Балтазар свое поэтическое мышление и трезвый разум в кругу, где царит расчет?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Критика и анализ произведения “Крошка Цахес” Гофмана