“Кандид, или Оптимизм” краткое содержание повести Вольтера

Повесть Вольтера “Кандид, или Оптимизм” состоит из нескольких десятков глав. В названии каждой главы заложено ее краткое содержание. Начинается повесть с рассказа о том, как в Вестфалии, в замке барона Тундер-тен-Тронка был воспитан юноша “наиприятнейшего нрава” по имени Кандид.

Молодой человек был внебрачным сыном сестры барона. Кроме него, в замка проживали – жена барона, его дочь – семнадцатилетняя Кунигунда, сын и наставник Панглос.

Кандид и Кунигунда испытывают симпатию друг к другу. Барон застает их целующимися

за ширмой и выгоняет юношу из замка.

В городке Вальдбергоф-Трарбкдикдорф прусские вербовщики забирают Кандида в армию болгарского короля. Юноша сбегает из полка. Его возвращают и прогоняют через строй.

На войне Кандид не принимает участия в битве. Он прячется, остается жив и удирает в Голландию. Протестант, у которого герой просит милостыню, прогоняет его, а некрещеный анабаптист Яков помогает едой и деньгами. В Голландии Кандид встречает обнищавшего Панглоса и узнает от него, что все жители замка убиты болгарскими солдатами.

Сам Панглос болен сифилисом. Яков лечит философа за свой счет и берет его

на работу счетоводом.

Корабль, на котором Яков, Кандид и Панглос плывут в Лиссабон по торговым делам, попадает в бурю. Все, кроме философов и одного матроса, погибают. В Лиссабоне герои переживают землетрясение. Панглоса вешают на аутодафе (сожжение “еретиков”), Кандида высекают розгами и отпускают.

Его лечит незнакомая старуха по приказу Кунигунды. Девушка рассказывает, как была спасена от смерти болгарским капитаном. Она жила с ним несколько месяцев, как жена, после чего была продана еврею Дом-Иссахару, который, впоследствии перепродал ее на половину недели лиссабонскому инквизитору.

Кандид убивает и еврея, и прелата, после чего он, Кунигунда и старуха бегут в Кадикс, а оттуда – в Парагвай. По дороге выясняется, что старуха не так проста, как кажется. Она – дочь Папы Римского и княгини Палестрины. Старуха была воспитана в исключительной роскоши, но ее жених был убит, а она стала марокканской невольницей, видела собственными глазами смерть матери.

Спасенная неапольским скопцом, юная княжна была продана им же алжирскому бею. В Алжире она пережила чуму, потом была перепродана несколько раз в разные страны, попала в Азов, где голодные турки отрезали ей половину зада. Женщина состарилась в нищите и черной работе.

В Буэнос-Айресе беглецов настигает правосудие. Кунигунда получает предложение выйти замуж за губернатора. Кандид бежит к иезуитам вместе со своим слугой – испанцем Какамбо.

Местный комендант оказывается братом Кунигунды. Кандид убивает его, ссорясь из-за девушки, после чего вместе с Какамбо отправляется к южноамериканским индейцам орельонам, где его чуть не съедают. От индейцев герои попадают в сказочную страну Эльдорадо, где всего в изобилии – драгоценных камней, одежды, пищи, где люди верят в одного Бога, не судятся, не сидят в тюрьмах, не падают ниц перед королем. Из Эльдорадо Кандид и Какамбо уезжают с баснословными богатствами, но многое теряют по дороге.

Оставшиеся сокровища у героя крадут в Суринаме. Какамбо отправляется в Буэнос-Айрес спасать Кунигунду, а Кандид вместе с несчастным ученым Мартеном отплывает на корабле в Бордо. Мартен – манихей, причем он больше верит в существование зла, нежели добра.

Из Бордо Кандид и Мартен отправляются в Париж. Увидев у приезжего огромный бриллиант на пальце, его тут же окружают мнимые друзья. Аббат-перегориец знакомит юношу с госпожой де Паролиньяк, у которой собирается цвет французского общества. Там Кандид знакомится с ученым, который считает, что все в этом мире идет шиворот-навыворот.

Маркиза де Паролиньяк соблазняет Кандида и выманивает у него два бриллиантовых кольца. Аббат мошенническим путем отнимает у юноши деньги и бриллианты (якобы для больной Кунигунды). Кандида чуть не арестовывают, но он откупается, и его отправляют в Англию, откуда он отплывает в Венецию и начинает искать там Кунигунду с Какамбо.

В Венеции Кандид встречает Пакету – служанку, когда-то заразившую сифилисом Панглоса. Девушка рассказывает ему о том, что вынуждена жить, занимаясь проституцией. Ее спутник, театинец Жирофле, был вынужден надеть рясу, чтобы увеличить наследство своего старшего брата.

В монастыре ему живется очень тяжело.

Сенатор Венеции Покукуранте угощает Кандида и Мартена обедом и делится с ними своими взглядами на искусство – живопись, музыку, театральные пьесы, литературу. Венецианскому вельможе больше по душе естественные произведения, чем те, что навязаны обществом. Покукуранте не нравятся ни античные авторы, ни Мильтон.

Ему по душе – Ариосто и Тассо.

В гостинице Кандид встречает Какамбо. Он – невольник, прислуживающий одному из шести лишенных престола королей. Вместе с турецким султаном Ахметом и Какамбо Кандид и Мартен отправляются в Константинополь.

В двух гребцах на галере Кандид узнает Панглоса и брата Кунигунды. Благодаря счастливой случайности они оба остались живы, но со временем попали в турецкое рабство.

В Константинополе Кандид находит подурневшую Кунигунду. Вопреки воле ее брата он женится на ней, а спесивого барона вновь возвращает на галеру. Герои живут на маленькой ферме.

Труд примиряет их с несовершенством мира.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Кандид, или Оптимизм” краткое содержание повести Вольтера