Конфликт “природного” Гурона и “цивилизованного” общества”
Тема сочинения по мотивам повести Вольтера “Простак”. Все философы и писатели мира по-разному старались постигнуть смысл жизни, его добрые и плохие черты, правила жизни в большом человеческом муравейнике, который имеет название “Планета Земля”. Наш “цивилизованный мир” рассмотрен, будто под микроскопом во многих произведениях Вольтера, например в “Микромегасе”.
Это произведение – совсем не научная фантастика, как может сдаться на первый взгляд. Писатель показывает современную цивилизацию глазами пришельцев
Житель Сириуса даже захотел сокрушить этот муравейник, населенный убийцами, но житель Сатурна его останавливает: не надо спешить, так как люди сами работают над своим уничтожением.
Гурон, юноша с чистой душой с Американского континента, которого судьба закинула во Францию, не понимает обычаев так называемого культурного
Юноша поражен, что он, родившийся свободным, в другой части мира не может служить в войске. Он не может понять, почему общество говорит, что живет Божьим Законом, и на самом деле это уже законы не Творца, а королей и папы. Получив военную победу, он имеет надежду на повышение в службе, и друзья, этого Гурона предлагают купить ему свой чин.
Это обижает юношу: он не понимает и такого устройства.
Гурон относится ко всем доброжелательно и не может понять, почему кто-то другой может желать ему плохого. Иезуит Ла-Шез, подслушав высказывание Гурона, пишет донос на незнакомого ему человека: ему не впервые ломать чужую жизнь. Вольтер описывает трагическую историю любви мадемуазель где Сент-Ив к чудному юноше.
Гурон не поймет, почему, если люди любят одно одного, они не могут вступить в брак по согласию сердца. Бракосочетанием и человеческим счастьем в этом обществе руководит выгода. Даже такое движение влюбленного сердца, как желание мадемуазель где Сент-Ив освободить своего любимого из Бастилии, не смягчает души “благородного” чиновника, к которому обращается невеста Гурона с просьбой о помощи.
Чиновник с холодным сердцем овладеет мадемуазель – всего на одну ночь. Ценой ее великодушного поступка было бесчестие. Прекрасная и чистая Сент-Ив умрет.
Такая цена жизни в обществе!
Наивный простак спрашивает и хочет получить ответ, и разъяснение окружающих какие-то расплывчатые, поэтому Гурон соглашается сделать что-то только после смерти мадемуазель. В стране все или врут, или не говорят всей правды, замалчивают некоторые обстоятельства. По поводу одной прочитанной книжки он говорит как воспитанный, простодушный человек: “Я могу ошибаться, но вы знаете, я привык говорить, что думаю, или, быстрее, ощущаю.
Я подозреваю, что человеческие суждения часто лежат от ошибочных представлений, от моды, от прихоти. Я высказался согласно своей природы и может быть, что большинство людей недостаточно прислушается к голосу своей природы…” Правда, большинство людей не только не прислушаются к разуму, они и логикой руководствуются очень редко.
После раздумий о причинах своего пребывания в Бастилии Простак приходит к выводу, что в Франции нет законов, когда здесь можно осудить человека, даже не судя его. Он сравнивает Францию со своей родной страной и говорит: “Я родился свободным, как воздух, я дорожил только этой свободой; ее у меня забрали. Двадцать лет прожил я Гуроном. Их называют варварами, так как они мстят врагам, и некогда не бросают друзей” Вывод Простака очень интересный: “Ах, не против англичан нужно было воевать!” Вольтеровую сатиру на общество Франции можно распространить на все существующие страны и общества.
В каждом можно увидеть явления, описанные Вольтером. Сам Вольтер искал свои мечты в далекой России и свободной Америке. И овеянная мечтой идеальная страна все еще остается в будущем.