Кецалькоатль и Тескатлипока создают мир и людей

Замыслы богов. Вначале боги решили сделать небеса. И ни больше ни меньше, как тринадцать.

Они хотели разместить там звезды, Луну, Солнце. Хотели устроить хорошенько свое царство где-нибудь повыше. Ну, а на самом верху оставить царство для отца, прародителя всех богов.

Споро приступили они к делу. Бог Тескатлипока и бог воздуха сделали небо. Оно оказалось таким тяжелым, что пришлось всем богам вместе устанавливать его. Кое-кто из богов навечно остался на небе, чтобы поддерживать его

Первое небо. Луна. По самому нижнему, самому близкому

к миру людей, небу, на которое опираются облака, движется Луна. «Когда Луна рождается вновь, она кажется тоненькой проволочной дугой, которая еще не светит. Постепенно она растет.

Через пятнадцать дней становится полной, и тогда выходит со стороны востока. При закате солнца Луна похожа на большое мельничное колесо, очень круглое и красное, а когда она поднимается, то становится белой и сверкающей. На ее середине проглядывает что-то вроде кролика.

Если нет облаков, то она светит почти как Солнце в полдень. После того, как Луна становится полной, то начинает потихоньку уменьшаться, пока не станет такой же,

как в начале. Тогда говорят, что луна уже умирает и крепко засыпает».

От второго до восьмого неба. Второе небо — это место расположения звезд. Звезды являются сверкающей юбкой прародителя всех богов.

По 400 звезд-братьев расположено в северной и в южной части неба.

По третьему небу ежедневно движется Солнце. Оно проходит путь от страны света до своего дома на западе. «Солнце — орел с огнеными стрелами, принц года, бог. Оно освещает, заставляет вещи сверкать, освещая их своими лучами.

Оно горячее, сжигает людей, заставляет их потеть, делает загорелыми лица людей, делает их темными».

На четвертом небе располагается Венера.
Каменная маска Кецалькоатля.

На пятом небе находятся кометы — дымящиеся звезды. Шестое и седьмое небо — это два неба, где виден лишь черный и зеленый цвета: небеса ночи и дня. Восьмое небо сделали боги местом бурь.

Небеса для богов — от девятое до тринадцатого. Девятое, десятое и одиннадцатое небо были соответственно белого, желтого и красного цвета. Они предназначались для богов и потому назывались Тетеокан — «Место, где живут боги».

Последние два неба образовывали Омейокан — жилище бога-прародителя Ометеотля: «Говорилось, что с тринадцатого неба К нам, людям, приходит судьба. Когда появляется младенец, Оттуда приходит счастье и судьба, Она входит в чрево, Так приказывает Ометеотль».

Боги создают воду и землю. Создав небеса, боги создали воду. А потом Кецалькоатль и Тескатлипока сказали: «Необходимо сделать землю».

И решили они сотворить ее из одной вредной богини. Ее локти, пальцы, плечи заканчивались головами и ртами, поэтому она кусала всех подряд как дикий зверь.

Оба бога превратились в больших змеев. Один схватил богиню от правой руки до левой ноги, а другой — от левой руки до правой ноги. Они сжали ее таким образом, что она разломилась на две половины.

Из одной половины они сделали землю, а вторую унесли на небо. Узнав обо всем, другие боги были очень рассержены и решили утешить пострадавшую богиню. Собрались они вместе и повелели, чтобы из нее произрастал всякий необходимый для жизни людей плод. Из волос пострадавшей богини боги сделали деревья, цветы, из глаз — колодцы, источники и маленькие пещеры, из носа — долины гор, из плеч — горы.

Так и обустроилась земля.

Затем боги сделали дни и разделили их на месяцы, а месяцы соединили в годы.

Подземный мир и его боги. Поняли боги, что нужен и подземный мир, и сделали его. А потом — мужа и жену, чтобы они были там богами.

Называют этот подземный мир Миктлан.

Миктлан — царство мертвых. Путь в Миктлан длился четыре дня, в течение которых умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом — избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор, вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия. Последнее препятствие — широкую реку покойник пересекал на спине маленькой красной собаки.

Добравшись до правителя Миктлана, умерший подносил ему дары и занимал свое место.

Кецалькоатль и создание человека. В мире не было человека, и тогда Кецалькоатль отправился в Миктлан. Как всегда, с ним был его двойник — науаль. Кецалькоатль приблизился к богам царства мертвых и сразу же сказал владыке Миктлана: «Я пришел.

Ты хранишь драгоценные кости. Я пришел, чтобы взять их!» И сказал ему царь подземного мира: «Что ты хочешь делать с ними?» Кецалькоатль ответил ему: «Боги озабочены — кто же будет жить на земле?»

Владыка Миктлана сказал сказал: «Хорошо! Протруби в мою трубу из раковины и четырежды обойди вокруг с ними мой нефритовый трон». Но труба не имела отверстий.

Тогда Кецалькоатль призвал червей, они сразу же просверлили много отверстий, и в нее вошли шмели и пчелы. Они заставили трубу звучать.

И тогда снова сказал владыка Миктлана: «Ну, хорошо, бери кости!» А своим поданным, мертвецам, сказал: «О боги, скажите, чтобы он не брал костей!» А Кецалькоатль ответил: «Нет, я возьму их навсегда!» А своему двойнику он шепнул: «Иди и скажи: «Я не буду брать их!»». И его двойник-науаль воскликнул громким голосом: «Я не буду брать их!» Сам Кецалькоатль благодаря этому пошел и собрал драгоценные кости. Кости мужчин лежали в одном месте, а кости женщин — в другом.

Он собрал их, сделал связку из них и принес с собою.

И снова сказал владыка Миктлана своим подданным: «О боги, он уносит драгоценные кости! Отправьтесь и выройте ему яму». Они приготовили яму.

Кецалькоатль упал в яму — его испугали перепелки. Он ушибся о землю, он упал, как падает мертвый, а с ним упали и рассыпались драгоценные кости. Их клевали и грызли перепелки.

Скоро Кецалькоатль очнулся, он оплакал происшедшее и воскликнул: «Двойник мой, что же теперь я буду делать?» А тот ответил: «Что будет? Могло быть бы лучше, но пусть будет, как есть!»

Кецалькоатль собрал кости, сложил их вместе, снова связал их и принес богине, которая могла помочь сделать из костей людей. Она смолола добытые в Миктлане кости и сложила их в драгоценный сосуд. Кецалькоатль пролил на них свою кровь, а за ним совершили обряд покаяния еще пять богов и шестой снова — Кецалькоатль.

И они возгласили: «О боги, люди рождены!».

Мужчине боги приказали пахать землю. Женщине велели прясть и ткать. Ей дали несколько зерен, чтобы с их помощью она лечила, гадала и колдовала. Людям наказали не лениться, проводить побольше времени за работой.

Захотели боги, чтобы у мужчин и женщин рождались дети, чтобы заселили они всю землю. Мифы и легенды ацтеков


Кецалькоатль и Тескатлипока создают мир и людей