Методика характеристики людей

Высшею формою описания, часто сочетаемой с рассуждением, являются так называемые “характеристики”. Термин Характеристика имеет своим назначением выразить ту мысль, что в таких описаниях отмечено, изображено, показано Самое важное в изображаемом, то, что принадлежит ему по преимуществу, “выцарапано, награвировано” на нем и указывает на его отличительные приметы… С этой точки зрения в характеристике предмета очерчивается его индивидуальное, его оригинальное, отличающее его от других сходных предметов, и потому термин должен

относиться ко всякому описанию, преследующему те же цели. Работа по составлению характеристики, таким образом, должна быть основана на умении Наблюдать или Воображать именно это особенное, оригинальное, – относится ли это к наружности предмета и, в особенности, человека или к его личности, то есть особому психическому строю.

И если мы и наши ученики умеем плохо видеть, то еще хуже мы умеем воображать себе литературных героев по тем словесным намекам, которые дают нам писатели. Борьба с этим крайне печальным явлением тесно связана с работою по сочинению характеристик. Насколько необходимо приучить учащихся

Живо и Верно воображать наружность литературных героев, видно из того, что очень часто лица, даже заканчивающие свое высшее образование по Группе русской литературы, создают себе ложное представление о наружности таких известнейших героев, как, например, Печорин.

Многим он рисуется высоким (“среднего роста”), брюнетом (“белокурые волосы”); узнав, что он блондин, решают, что и усы, и брови у него светлые (были черные); нос прямой (“немного вздернутый”); глаза голубые (“карие глаза”) и так далее.

Словом, на место подлинного Печорина с его необыкновенно оригинальною (и постольку – романтическою) наружностью подставляется ложно-романтичный образ высокого стройного брюнета с носом прямым, даже с небольшою горбинкою и пр. и пр.

Эти ходячие, шаблонные портреты героев чрезвычайно распространены у читателей и даже у писателей средней руки. Еще лет сто тому назад остроумный французский писатель Альфонс Карр высмеивал такие портреты-клише у некоторых французских романистов: “…У нее лоб был точно из слоновой кости, глаза – сапфировые, губки коралловые, жемчужные зубы, лебединая шея” и так далее. “Что может быть противнее такого портрета!” – восклицает он. Немногим выше литературный портрет героини, написанный Жюлем Сандо, приятелем Жорж Санд: “Она была очень хороша собою, блондинка, с белою кожею, и тем не менее (sic!) внушала к себе скорее уважение, чем любовь.

Ее на редкость великолепные волосы венчали собою прямой и твердый лоб. У нее был орлиный гордый нос, повелительный высокомерный взгляд, слегка презрительная улыбка… Ее талия не была лишена элегантности, но не имела в себе ничего воздушного…” и так далее, и так далее.

Средствами борьбы против подобных “портретов”, живут ли они лишь в сознании читателя или ложатся на бумагу под пером писателя, являются два главных приема: 1) самостоятельное списывание учащимися наружности живых людей; 2) тщательное творческое изучение учащимися литературных портретов у действительно выдающихся писателей, писавших с натуры или заботившихся о придании своим портретам воображаемых героев Оригинальных Черт (ср., например, удивительный портрет Анны Карениной, написанный с точки зрения Вронского, в гл. XVIII, ч. I романа). Первая работа требует наблюдательности, вторая – развитого воображения. То и другое может быть развиваемо планомерными занятиями под руководством мастеров слога так же, как и умение писать рассказы и составлять описания предметов и явлений.

При составлении (inventio) описания наружности человека автору необходимо прежде всего собрать в памяти, а еще лучше – на бумаге, все Характерные черты описываемого, стараясь при этом выявить его Образ В своей фантазии. Надо представить его себе в разных жизненных положениях, в разные моменты дня, в разных местах и так далее. Если мы его не видели в том или другом положении, стараться тем не менее представить его себе и в таких положениях. При этом мы должны избрать такие моменты или положения, в которые образ данного лица предстанет пред читателями особенно выпуклым, ярким, с чертами, Типичными для него самого, а не для окружающих его людей и людей вообще.

Если мы намерены дать короткое описание, то очевидно, что такой момент (или положение) тем более должен быть Самым характерным Для объекта.

Этот выбор самого характерного, конечно, относится не только к описанию наружности человека, но и всяких других предметов и явлений. Принципиально неправильно постоянное употребление в школах и в житейском обиходе термина Тип По отношению к Индивидуальным образам Людей. “Тип” – продукт абстракции; это не образ, а общее Представление, суммированное из сходных деталей разных образов. Мы, конечно, можем говорить о типичности людей, о Типических образах, а тем более о Типических чертах Личности героев, но при этом мы не забываем, что даже у самого типичного из них комбинация Общих Черт Своеобразна, не говоря уже о наличности у них хотя бы иногда и слабо выраженных личных особенностей.

Все это относится не только к наружности, но и к общему психофизическому облику человека.

Если, таким образом, мы выдвигаем как цель для описания и наружности человека, и его остальных свойств передачу его особенностей, а не составление Инвентаря Всех его признаков, как выражается один американский методист, то задачею учащего является привитие этого сознания своим ученикам в разных упражнениях – при чтении жанровых картин, изучении портретов и, наконец, при изучении литературных произведений и живых людей.

К работам “инвентарного” характера мы прибегаем в классе очень редко. Вряд ли можно в школе добиваться полных психологических характеристик научного типа; подобные работы можно было бы осуществлять только с любителями из старших классов, и то распределив между ними отдельные задачи. В виде же общеклассной работы можно было бы поставить только подробную Анкету, обследование какого-нибудь литературного образа


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Методика характеристики людей