Изложение 9 класс. Тема: Описание великих и интересных людей

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ. Самый знаменитый в русской истории полководец Александр Васильевич Суворов родился 3 ноября 730 года в дворянской семье. По родословному преданию, предки Суворовых будто бы выехали в Москву из Швеции в XIV веке при Симеоне Ивановиче Гордом. Вполне вероятно, что это предание из фамильных легенд, которыми так богаты родовые истории русских дворян и бояр XVI-XVII столетий, особенно той поры, когда они подавали в Москве после отмены местничества (январь 682 года) свои родословные росписи.

Желание “удревнить” свою

фамилию, приписать ей иноземное происхождение двигало многими из них, и, вероятно, Суворовы не были исключением.

Детские годы текли в обстановке скаредности, шедшей от отца-службиста. Казалось бы, его сыну, которому не уделялось должного внимания (не нанимались, например, учителя, воспитатели), невозможно было надеяться на хорошее, тем более славное будущее. Но мальчик, впечатлительный и нервный, отличался крайней любознательностью, врожденными способностями” мечтательностью! Жадное чтение книг, грезы о славе такой, как у великих

Людей прошлого, рано проявившаяся сила воли давали то, что не могло привить

домашнее воспитание. Ребенок не интересовался играми со сверстниками, и они смеялиеь над ним. Отец по поводу странностей сына горевал, сердился, грозил даже, но в конце концов махнул на него рукой.

Еще в детские, юношеские годы Суворов изучил языки – французский, немецкий, в меньшей степени – итальянский. Интерес к познанию других наречий он сохранил на всю жизнь: уже в зрелые и преклонные годы овладел польским, арабским, турецким и финским языками.

Василий Иванович, сам не имевший особой склонности к военному делу, думал, что сын его, худой и невеликий ростом, пойдет по части гражданской, дипломатической, например. Но Александр по-прежнему не выпускал из рук книг по военной истории. И слава Цезаря, любимого героя, не давала ему покоя, возбуждала, уносила в будущее, в мечты… Отличаясь, как он говорил позднее, “быстронравием” – живостью и воображением, подвижностью и веселостью, не оправдывавшими значение его фамилии (суворый – суровый, строгий, сдержанный человек), он избегал не только мальчишек-ровесников, но и гостей, предпочитал убегать в свою светелку, к любимым книгам.

Затем появилась еще одна страсть – скакать верхом, несмотря на ветер, дождь, что воспитывало волю, закаляло тело. Однажды к отцу приехал Ганнибал, знаменитый “арап Петра Великого”, предок еще более знаменитого Пушкина. Начались беседы о том, о сем, и Василий Иванович упомянул о сыне, его странностях.

Петров любимец попросил показать ему одиннадцатилетнего Сашу и, увидев, поговорив с ним о занятиях, книгах, убедился сам и убедил Василия Ивановича, что препятствовать сыну не надо. Более того – лучше поощрять такие благородные склонности. Петр Великий, если бы увидел малчика, непременно поцеловал бы его в лоб, ободрил за настойчивость, любовь к тому делу.

Отец послушал добрый, совет, и 22 октября 1 742 года Александр, как и другие недоросли из дворян, был “записан в лейб-гвардии Семеновский полк в солдаты сверхкомплекта без; жалованья”. Сделай это отец раньше, то к тому времени сын “выслужил” бы уже какой-то чин. Так что офицерское положение предстояло добывать солдатской службой. Правда, воспользовавшись указом императрицы Анны Ивановны, отец взял сына на два года домой, чтобы обучать “указным наукам”.

Затем этот срок дважды продлевали, вплоть до января 748 года. Дома юноша трудился над книгами Плутарха, Корнелия Непота и других авторов, изучал славные деяния Александра Македонского, Ганнибала, Цезаря и иных полководцев древности. С увлечением читал о походах Карла XII, Коиде, Тюренна, Морица Саксонского, Евгения Савойского, многих других. История, философия, география – о книгам же – дополнялись артиллерией, фортификацией под руководством отца.

Несмотря на бессистемность в занятиях, его ум и сердце непрерывно обогащались знаниями и впечатлениями. К этому нужно прибавить изучение, очень, внимательное и серьезное, Библии, церковной службы. Он всю жизнь был человеком очень набожным, благочестивым. В его обучении, которое имело прежде всего характер самообразования, на первом месте стояли военные знания, на втором – общеобразовательные.

Деяния знаменитых военачальников прошлого поглощали основное его время, ими он, можно смело сказать, жил и дышал.

В число “указных наук” входили не только вышеназванные, но и другие: “арифметика, геометрия, тригонометрия, планы геометрии, фортификация, часть инженерии и артиллерии, из иностранных языков, также военной экзерцищш и пр. Так прошло еще несколько лет в трудах, учебе: классы Кадетского корпуса, занятия дома, точнее – на наемной Я квартире, служба; никаких развлечений, посещений и прочего. Как учился старательно, со рвением, так и солдатское дело познавал с увлечением, тщательно, во всех деталях и трудностях. Изучил все воинские уставы, инструкции, шагал на строевых занятиях, ходил в караул, чистил свое ружье, которое именовал “женой”.

Короче говоря, узнал на I себе, что значит быть солдатом, нести службу, испытать ее трудности и лишения. Солдатская среда стала ему родной, известной досконально.

Наряду с увлеченной учебой молодой Суворов одновременно продолжал укреплять здоровье, терпеливо и неуклонно проходя свой прикладной курс гигиены. Добился того, что I ему, тщедушному и хилому, не страшны были ни ненастья и голод, ни усталость и прочие лишения. Одним словом, он стал образцовым солдатом, неутомимым и твердым.

Однажды молодой солдат Суворов стоял на карауле в Петергофе, у Монплезира. Случилось так, что мимо проходила Елизавета Петровна. Караульный отдал ей честь.

Императрица остановилась:

– Как тебя зовут? – Суворов Александр Васильев, Ваше величество! – Не сын ли ты Василия Ивановича, который служил моему батюшке? – Он самый. – Знаю, знаю его. – Елизавета порылась в сумочке, висевшей на левой руке. – Вот тебе рубль. Возьми его. – Не могу Ваше величество! Устав караульный запрещает часовому брать деньги. – Молодец! – Императрица потрепала его по щеке, протянула руку. – Знаешь службу. Суворов поцеловал руку.

Императрица, удаляясь, улыбнулась довольная: – Я положу рубль здесь, на земле. Когда сменишься, так возьми.

Этот рубль Суворов, уходя с часов, взял и потом берег до конца дней своих.

По. В. Буганову, 934 слова.

Задания:

Разделите текст на смысловые части и вычлените основную информацию. Составьте план к тексту. Напишите сжатое изложение с элементами сочинения “Детство Суворова”, используя числительные.

Просклоняйте числительные: тринадцать, тысяча семьсот тридцать.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изложение 9 класс. Тема: Описание великих и интересных людей