Картины народного быта в поэме «Энеида» И. П. Котляревского
Проследить судьбу Своего народа, ментальность, его жизнь с присущими ему бытом, верованиями помогает нам фольклор, а также художественная литература. Именно из этих основных источников черпаем мы знание, ту информацию, которая нас интересует. Ярчайшим выразителем самобытности нашего народа в библиотеке украинской литературы является поэма «Энеида» И. Котляревского.
Бурлескно-травестийное произведение, которое является переработкой одноименной поэмы Вергилия, благодаря талантливому перу И. Котляревского, отображению духовной
С искренним восхищением изображены игрища, развлечения. Этими особенностями насыщено все произведение. Так, после бури на море «Эней велел готовить
Положили шалевки сосновые, Кругом наставили мисок; И кушанье всякое без языка В голодный пихали все уголок. Здесь с салом галушки якшали, Лемишку и кулеш глотали И брагу кухликом тянули; И водочку хлестали, — Насилу из-за стола встали И после спать все легли
В «Энеиде» упоминается и описывается столько кушаний и напитков, которых, наверное, больше, чем в специальной работе по этому вопросу. Какой здесь богатый выбор одежды! Среди этого яркого самобытного колорита Украины не менее богатой возникает картина народного быта. Это говорит о замечательной осведомленности И. Котляревского о этнографии своего народа.
Именно это позволяет читателю увидеть и познать народную жизнь того далекого времени. Здесь мы находим подробные описания вечерниц, похорон и поминок, ворожения и шептания, народного лечения. Из «Энеиды» узнаем о украинских народных инструментах и танцах. Троянцы умеют «садить третяка», гопака, гайдука.
Они знают много песен. «О Сагайдачном пели, Небось пели и о Сечи…». С какой искренностью и естественностью автор произведения описывает потусторонний мир — ад и рай, куда попадали души умерших. А с каким любопытством отображены вечерницы, которые были своеобразной школой на селе, где раскрывалась казна человеческой мудрости. Котляревский с этнографической точностью описывает вечерницы в аду, куда Анхиз привел Энея, чтобы отгадать юношескую судьбу.
Все картины потустороннего мира являются живой панорамой народной жизни. Вместе с этим И. Котляревский показывает народные взгляды и отношение к событиям и явлениям, к самим себе. Картины жизни и быта изображены Котляревским на основе глубоких знаний своего народа. Вэтом автор сам сознается:
Пойду я к людям старикам, Чтобы их в аду расспросить, И попрошу их рассказать, Что слышали от дедов своих.
Произведение является глубоко народным, из-за чего и пользуется такой популярностью среди читателей разного возраста и во все времена.