“Моление”, Даниила Заточника, приметы русского быта XII века

“Моление” Даниила Заточника создавалось в XII веке и в своей образной системе более, чем любое другое, опирается на приметы русского быта. Замечательно также и то, что приметы эти, бытовые черты автор “Моления” выхватывает из жизни достаточно беспорядочно, то есть так, как они и существуют в ней. При их помощи он строит сравнения, метафоры и отдельные образы.

При этом в поэтическую систему проникает русский быт.

Исследователи древнерусской литературы полагают, что в этом смысле “Моление” совершенно уникально. “Железо

уваришь, а злы жены не научишь”, “злато сокрушается огнем, а человек напастями”, “в печали обретает человек ум совершенный”, “не оперив стрелы, прямо не стрелити” и т. д.

Откуда такое обилие образов, взятых из различных трудовых профессий? Даниил говорит о литье железа, олова, золота, о приготовлении муки, сеянии пшеницы, ковке, оперении стрел, заготовке дров и стрельбе из лука. Очевидно, такое обилие бытовых примет связано прежде всего с тем, что Даниил – выходец из низших слоев населения, что достаточно настойчиво декларировано в тексте.

Этот биографический факт стал также фактом

литературным, поскольку определил его художественную позицию и стиль.

Для своего времени он типичный интеллигент и разночинец, человек зависимый. Поэтому он вносит в литературу знакомые и близкие черты трудового быта и народной мудрости – “мирских притч”. Не случайно “Моление” притягивает к себе внимание замечательными картинами быта и человеческих взаимоотношений того времени. “Не имей себе двора близ царева двора, и не держи себе села близ княжа села”. “Доброму господину служа, дослужишься слободы, а злу господину служа, дослужишься больше работы”,- здесь Даниил почти щеголяет грубоватым народным стилем.

Он говорит “простые” речи “простого” человека. Его манера изложения, иными словами – стиль очень близок фольклорной стихии, скоморошеству. Недаром из всех профессий именно скоморошьей он уделяет больше всего внимания.

Кроме карнавальных и хозяйственных мотивов в “Молении” обращают на себя внимание постоянные взывания к щедротам князя, мольба о подаянии. Однако форма этой мольбы как бы вводит нас в обстановку праздника, княжеского застолья: “И даже веселишися многими кушаньями, и мня помяни, сух хлеб ядущи”. Он просит милостыню у князя: “Воззри на птица небесныя, яко тии не пашут, не сеют но уповают на милость Божию, тако и мы, господине, жадаем милости твоея”.

Под “мы” Даниил разумеет видимо, не только себя, но целую группу впавших в княжескую немилость людей.

Из всех качеств князя Даниила больше всего привлекает щедрость. Он постоянно напоминает о ней, восхваляя его богатства, или же напоминает князю о том, что явился к нему в расчете на “многие щедроты”.

И по контрасту с описанием княжеских богатств столь же детально Даниил описывает собственную нищету, которая “покрыла его, аки Чермное море фараона”. Даниил сравнивает себя с засохшей травой, говорит и что он “всяки обидим”, и “одеянием скуден”, и что для него “лепше смерть”, чем такая жизнь. Однако, как всякий интеллектуал, человек, живущий от трудов своих “умственных, а не физических”, Даниил требует также платы за свои “слова”, за свое “глаголание”, за свой ум, который справедливо считает богатством. Иногда Даниил по-шутовски балагурит.

Вот он рисует сценки из жизни с богатой, но “злообразной женой”. Свою речь он пересыпает многочисленными небылицами и прибаутками: “Не едал бо от собаки масла, а от козла молока, ни безумно, мудрости глаголюща”. Профессионально смешит он, переделывая географические названия: “Кому Переяславль, а мне Гореславль, кому Боголюбове, а мне горе лютое”. Даниил отказывает себе во всем.

У него, судя по “Молению”, нет ничего. Одного только не отнимает у себя Даниил – ума. Холоп или дворянин, он нашел средство отшутиться от князя, нашел привычную дорогу шуткой вымолить себе “милость” или прощение.

“Моление” Даниила Заточника – произведение авторское, литературное и одновременно народное, скоморошье. Огромное количество бытовых примет, знание обыденной жизни простых людей и княжеского двора, любовь к фольклору, явная образованность автора делают “Моление” неоценимым источником наших знаний о стиле жизни и типах поведения в обществе Древней Руси.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Моление”, Даниила Заточника, приметы русского быта XII века