Утверждение силы народного духа и разоблачения ничтожества господствующей верхушки в поэме Энеида»
«Энеида» И. П. Котляревского появилась в то время, когда на украинских территориях царской России расформировывались казацкие слободские полки, уничтожались остатки автономии после разрушения Екатериной II Запорожской Сечи. В дискуссиях об украинский народ преобладала русская мысль шовинизма о том, что нет такого народа, что это лишь племя без своего языка и традиций. Отсутствие государственной защиты, социальный и национальный гнет, тормозили духовное развитие народа.
Но художественная литература питалась соками народной мудрости,
Именно И. П.
Котляревский в 1798 г. , когда вышли из печати три первых части «Энеиды», засвидетельствовал существование украинского народа как физической и духовной реальности. Позаимствовав у Вергилия тему о приключениях Энея (сына богини Венеры) и его команды, автор ввел нас в замечательный мир украинского языка, в мир жизни украинского народа. Произведение насквозь проникнуто национальным духом и колоритом.
Весь сюжет построенного на путешествии Энея и троянцев к земле, где будет основано новое царство. И вот уже из первых строк произведения мы попадаем в дивный мир нашей жизни
Эней был парень проворен И парень хоть куда казак. Удавалось все ему и на все проворный, Более рьяный всех бурлаков. Простой, со здравым смыслом парень свою зависимость от воли богов не превращает в склонение перед ними. Гей ты, проклятый старикашка!
На землю с неба все глядишь, — так корит Эней Зевса, когда тот в подходящую минуту ему не помог.
Перед нами разворачиваются две сюжетных линии: жизнь богов и приключения троянцев. Если приключения троянцев вызывают хороший смех и интерес, потому что перед собой мы увидели украинских казаков, которые могут быть и отчаянными гуляками (в гостях в Дидоны), и настоящими героями (в войне из рутульцами), то жизнь богов вызывает смех.
Борей недужен лежит с похмелья А Нот поехал на свадьбу Зефир же, давний негодяй С девушками женихался… Это один из многих эпизодов безпутства тех, кто правит миром. Или вот такой момент: Зевес тогда кружил сивуху и селедкой заедал…
Автор доводит читателя до требования: кто правит миром? И ответ вытекает из содержания произведения — властные люди никудышны. Мы понимаем, что под видом мифологических богов Котляревский изображает феодально-помещичью верхушку тогдашнего общества.
Почему же в произведении много иронии и острой сатиры? По-видимому, потому, что писатель разоблачал людей, которые были неспособны разобраться в собственной жизни, а брались вершить суд над другими. Взяточники, пьяницы, бездельники стоят во главе общества, потому и нет порядка, потому что жизнь людей им безразлична.
Троянцев же писатель изображает с добродушным юмором. Перед нами появляются жизнерадостные, беспечальные вояки, которые способны и хорошо погулять, и вынести на своих плечах наибольший груз защиты родины. Поэт осуждает кровавые столкновения, потому что «священные» войны часто предопределены самодурством «богов» и наносят страдание людям. Мы понимаем, что поэт на стороне тех, кого унижали, топтали.
Под маской юмора Котляревский бросил современному ему сообществу острое обвинение в том, что все его помыслы направлены на грабеж и мздоимство, а законы закрепляют несправедливость. Невзирая на беспорядок, который господствует в обществе, мы увидели образцы лучшего, что есть среди казаков: боевое общество, братство, верность, гражданскою обязанность, дружбу. В описании троянцев автор раскрыл духовное величие народа, его моральное преимущество над привилегированными слоями общества.
Любовь к отчизне, где герои Там сила вражья не устоит…
Этими строками автор призывает самоотверженно любить отчизну. И образец этого самопожертвования мы увидели в эпизоде, когда юноши Игиз и Евриал отдают свою жизнь, выполняя военную обязанность. Патриотические чувства подносят достоинство человека, его честь. Поэма «Энеида» не может оставить читателя безразличным.
Произведение захватывает языком, обидами, событиями. И хоть автор показывает как порабощается украинский народ, как исчезает дух казачества, но в целом произведение проникнуто оптимизмом: тот народ, который имеет такую историю, такую высокую мораль, такой богатый язык и такой жизнеутверждающий смех, будет иметь и будущее.