Волшебные картины природы поэме “Руслан и Людмила”

Творчество Пушкина петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. поэмы “Руслан и Людмила”. Пушкин работал над ней в течение трех лет. Поэма представляет собой как бы синтез ранних поэтических исканий попа.

Вместе с тем “Руслан и Людмила” – определенный рубеж в развитии русской литературы, русской поэзии начала века, введение и новый период развития русской литературы, ознаменованный торжеством романтизма. Поэма “Руслан и Людмила” создается Пушкиным в противоположность старой поэме как в ее героическом, так

и в ироикомическом жанре. Своей поэмой Пушкин вступал в творческое соревнование и с Жуковским как автором волшебно-романтической поэмы “Двенадцать спящих дев”, написанной в мистическом духе (Пушкин пародирует ее в IV песне своей поэмы).

Интерес Пушкина к древнерусской истории усилился в связи с выходом в 1818 г. первых восьми томов “Истории государства Российского” Карамзина. Пушкин с жадностью прочитал труд Карамзина. В поэме “Руслан и Людмила” чувствуются отголоски этого чтения, в частности в изображении борьбы Киева с осаждающими по печенегами.

Материалом для поэмы Пушкина послужил

также сборник “Древние российские стихотворения” Кирши Данилова и сборники сказок. Современникам казалось, что в поэме “Руслан и Людмила” воссоздан облик и дух старины. В изображении пира у Владимира действительно воплощен русский дух – “здесь Русью пахнет”. Все же исторического в поэме очень мало, хотя в ней ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии Пушкина.

Позднее, когда Пушкин глубоко овладел духом русской старины, им был присоединен к поэме написанный в 1825 г. знаменитый пролог “У лукоморья дуб зеленый…”, дающий поэтический свод русских сказочных мотивов.

По сравнению с волшебным эпосом классицизма поэма “Руслан и Людмила” явилась новым шагом вперед в развитии жанра поэмы, примечательно новым, романтическим изображением человека. Пушкин дает индивидуальные характеристики героям поэмы. В образе Руслана Пушкин стремится воссоздать черты русского богатыря: смелость, силу, патриотизм.

В самих его приключениях использованы былинные мотивы. Все же Руслан слабо напоминает древнерусского богатыря.

Людмила – это девушка времен самого Пушкина, кокетливая и несколько легкомысленная, милая и беспечная. Пушкин вводит в поэму комический тип Фарлафа, романтические фигуры Рогдая и молодого хана Ратмира. В поэме фигурируют и сказочные персонажи, олицетворяющие добро (старый Финн) и зло (его противница Наина). Светлое начало жизни побеждает темное и мрачное.

Свободное изображение радостей земной любви противостоит ханжеской морали.

Художественно новаторскими достижениями поэмы явились волшебные картины природы, вместо тяжеловесной риторики легкость и изящество стиля, звучный и плавный, необычный для жанра поэмы стих четырехстопного и рифмованного ямба, богатство и свобода рифмовки. В повествование о приключениях героев включены лирические размышления самого автора. Поэма “Руслан и Людмила” заключала в себе все достижения пушкинской поэзии лицейской и петербургской поры – анакреонтические и элегические мотивы, романтические настроения и раздумья по поводу жизни и интерес к русской народности, разговорному языку и просторечию.

Пушкинская поэма означала разрушение старой, классицистической поэтики. Вот почему выход поэмы вызвал ожесточенные литературные споры. Ни одно произведение Пушкина не произвело столько шума и криков, как “Руслан и Людмила”. Но большинство читателей встретили поэму с восторгом.

Восхищенный Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю-ученику от побежденного учителя”. В творческом развитии Пушкина поэма “Руслан и Людмила” явилась переходом к романтизму.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Волшебные картины природы поэме “Руслан и Людмила”