Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности. Родине и народу посвящены его многие стихотворения. Николай Алексеевич сердечно изображал деревню, избы, русский пейзаж, он был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, “Коробейники”, например.

Поэт очень хорошо изображал и проблемы народного счастья. Это отчетливо видно

в произведении “Кому на Руси жить хорошо”.
Реформой 1861 года Некрасов остался недоволен, так как люди хоть и были освобождены, но все равно находились в тяжелом положении – голодали, бедствовали, заливали все горе алкоголем. О состоянии той России в поэме говорит все: и мрачный, грязный пейзаж, и внешний вид людей, и описания их жизни в песнях и даже в названиях деревень – Несытово, Неелово, Дырявино, Голодухино и другие.
Нет у народа счастья, хоть и представляют они его по-разному. Для Матрены счастье – хороший муж и лад в семье. Но погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, но она выстояла,
вынесла все эти испытания.

Яким же живет как обыкновенный крестьянин, для него хлеб духовный выше хлеба земного, а во всех бедах винит “дольщиков народного добра”. Всю ярость, все то, что могло бы выплеснуться в революцию, он заливает вином. Но если Нагой заступается за крестьян, произнося речь, то Ермила Гирин помогает мужикам конкретными делами: “он и посоветует, и справку наведет, где хватит силы – выручит, не спросит благодарности, и дашь, так не возьмет.” За 7 лет правления он ни разу никого не обокрал.

Но тяжело и ему – хотел повеситься из-за того, что пожалев брата отдал вместо него в армию другого, потом проблемы с мельницей, затем острог… Савелий же – богатырь святорусский – одним из условий счастья считает свободу. За 20 лет катогрги он не был сломлен. Такие люди – золотой фонд русской нации.

В душе бунтарь, но пока он терпит. Но больше нет ему наджды на царя и бога – свободу нужно добывать топором.
Но все таки у человка есть выбор, как ему получить счастье – либо пойти по дороге, где “громадная, к соблазну жадная, идет толпа”, на которой тысячи людей, подставляющих друг друга, либо по честной дороге, финал которой – чахотка, слава и смерть. Поэт, конечно, выбирает вторую, осмеивая первую. Ведь “тесная” дорога – путь славного заступника, борца за народное счастье.

По ней могут пойти только смелые люди.
Люди не смогут долго терпеть голод, нищету и разруху. Они бросят пить, воспрянут духом и воспротивятся власти, попробуют сами сделать страну! Ведь никто не сможет остановить миллионы богатырей русских.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”