Как и в чем различные произведения русской классики перекликаются с гоголевским “Ревизором”? (На примере “Ревизора” Н. В. Гоголя и “Горя от ума” А. С. Грибоедова)
1. Появление чиновничества в России.
2. Чиновники в комедии “Горе от ума”.
3. Административный аппарат в “Ревизоре”.
4. Сходство произведений.
Своя рубаха ближе к телу.
Народная поговорка
Чиновничество как класс появилось в России при Петре I, после введения им Табеля о рангах. Прогрессивный в эпоху Петра документ безнадежно устарел к XIX веку. Однако так называемое просвещенное общество по-прежнему продолжало делить себя на все те же 14 классов.
Комедия “Горе от ума” была создана А. С. Грибоедовым в 1824 году. Произведение
Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий – эти персонажи являются отображением действительности. Это глупые и корыстные люди, чьи мысли устремлены на получение очередного чина, богатства и признания в обществе себе подобных. Они боятся прогресса и объединяются в один лагерь реакционеров. Их жизненные устои основаны на слепом подчинении старым устоям.
Только поведение “на старших глядя”, даже если подобная программа устарела, может
Он учтив, весел и приветлив.
Заветная мечта Фамусова – выгодно пристроить свою дочь Софью замуж:
Ах, матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
– тот и жених”.
В отношениях Чацкого и общества автором раскрываются и высмеиваются взгляды “века минувшего” на основные составляющие жизни настоящего дворянина: на службу и карьеру, на власть и деньги, на закон и мораль. На свою службу Фамусов, чаще всего в урон себе, берет исключительно своих родственников, друзей, знакомых. Его прельщают низкопоклонничество и откровенная, грубая лесть.
Он и Чацкого хочет научить жить подобным образом, “на старших глядя”. Дела страшат его только в том плане, чтобы “множество не накоплялось их”. Слуги у Фамусова за людей не считаются – барин может побить их, обругать, сослать на каторгу.
В лице Фамусова – собирательный портрет всего дворянства. Это люди, рассматривающие службу как источник личных выгод и благ. Они служат не делу, а людям.
Для подобного рода людей страшно и свято мнение света, волнует только то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Другим ярким представителем этой эпохи является Скалозуб – идеальный для Фамусова зять. Ведь он “и золотой мешок, и метит в генералы”, и именно тот человек, в котором отражены грубейшие черты карьеристов-солдафонов того времени.
Ханжа и мздоимец – таков глава чиновничества некоего уездного города Сквозник-Дмухановский, герой комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Сам он признается, что “мошенников над мошенниками обманывал, поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать”. Соревнование в мошенничестве, казнокрадстве и взяточничестве возведено им в дело жизни.
А занятия эти настолько близки и естественны для натуры городничества, что он уверен давно в их правомерности: “Это уж самим богом устроено”. Дерзкий, грубый и властный со своими подчиненными Сквозник-Дмухановский моментально меняется при общении с вышестоящими чинами: его радушие, вежливость и услужливость насквозь показные, не знают границ и норм. Эти метаморфозы объясняются естественным для этого времени желанием городничего получить повышение, чин, а в придачу к ним – деньги и еще менее ограниченную власть.
Однако губернатор не одинок в своих помыслах – для каждого чиновника городка характерны схожие мечтанья. И судья Ляпкин-Тяпкин, и попечитель богоугодных заведений Земляника, и смотритель училищ Хлопов, и почтмейстер Шпекин – все они тянутся за своим начальником, в тайне ему завидуя. Все они копируют его повадки. Самый значительный человек в городе – судья, слывущий мудрым и образованным человеком, на деле оказывается никчемным бездельником.
Ляпкин-Тяпкин не только не в курсе основных судебных дел, но и вовсе ими не занимается. Он увлекается охотой, поэтому все взятки берутся борзыми щенками и за взятки не считаются вовсе. Земляника, попечитель богоугодных заведений, признается в обществе честным, являясь на самом деле “плутом тонким”.
При этом он казнокрад и бездельник, к тому же и ябеда: он оговаривает перед Хлестаковым своих товарищей, пытаясь обелить себя при этом. Об особенностях больничного дела он говорит следующее: “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”.
Еще один тип чиновничества, достойный порицания – почтмейстер Шпекин. Он не имеет особых умственных и моральных качеств, единственная цель в его жизни – мелочное праздное любопытство. Для того чтобы удовлетворить эту потребность, он безнаказанно пользуется своим рабочим положением, читая чужую почту.
При этом нет в его словах ни смущения, ни совести, так как считает он, что выполняет свою непосредственную обязанность.
Хлопов, робкий и забитый смотритель училищ, вечно трясется от страха, даже не помышляя о том, чтобы исправить создавшееся в плане образования положение. Все его действия по работе сводятся к вечным жалобам и нытью.
Такое безалаберное отношение характерно для всех чиновников города. Эти “государственные мужи” не пекутся ни о благоустройстве подведомственного им города, ни о вопросах, входящих в их компетенцию. Личные интересы и собственное спокойствие дороже и ближе всего на свете.
Описывая этих представителей чиновничьего аппарата, Гоголь критикует общее административное устройство России. Недаром он говорит: “В “Ревизоре” я решил собрать все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, а за одним разом и посмеяться над всем”.
Обе рассмотренные здесь комедии объединены не только общей эпохой описываемых событий. Персонажи писателей сходны, более того, идентичны проблемы, поднимаемые на страницах этих произведений. И обе комедии бессмертны, ведь пороки взяточничества, казнокрадства, мздоимства существовали практически в любой эпохе и продолжают свое существование по сей день.