Анализ “Горя от ума” Грибоедова (по действиям)
<
p>Комедия русского классика Грибоедова “Горе от ума” разделена на четыре действия. Первое происходит в доме большого чиновника Фамусова, здесь дочь Софью, баловницу и умницу, батюшка застает за тайным свиданием с мелким чиновником Молчалиным. Затем приезжает Чацкий, человек прогрессивных взглядов, с детства влюбленный в Софью, не имея взаимности.
<
p>Анализ второго действия “Горя от ума”: здесь поднимаются главные проблемы произведения: конфликт вольнодумия, свободомыслия со старыми деспотичными устоями. Также конфликт
Нет – гуляй, Вася!
<
p>У Чацкого происходит разговор с Фамусовым, где второй ужасается вольным воззрениям молодого человека: “Да он властей не признает!”. “Когда же надо послужиться, и он сгибался вперегиб” – вокруг этого образца успешного человека возникает спор хозяина и Чацкого, последний отказывается от предложенного ему примера.
<
p>В это время Молчалин падает с лошади, перепуганная влюбленная Софья
<
p>Анализ третьего действия “Горя от ума”: здесь поднимается тема зависимости от общественного мнения, праздности, стадности и глупости в обществе. Беззаботная толпа на балу рядит Чацкого в сумасшедшие благодаря злой шутке Софьи: никто не хочет признаться в том, что не первый узнал об этой новости. Внезапно богатые и заслуженные личности напоминают стадо баранов. Люди верят авторитетам безговорочно: “если знают князья, значит, правда!” И ведут себя со стадной жестокостью, по большей части с безразличием к судьбе Чацкого: все дружно боятся его, опасаются заговорить: “Вдруг кинется!”
<
p>Анализ четвертого действия “Горя от ума”. В финале комедии поднимается тема и проблема собственного достоинства. Уличенный Молчалин ползает на коленях перед Софьей, но ей уже противно его подличание.
Чувство собственного достоинства поднимается в ней в этот момент. То же чувство собственного достоинства просыпается в Чацком и заставляет его покинуть дом и сонную Москву, где привлекшая его девушка играла с ним в дурацкие игры, где ему тошно и душно было находиться в обществе.
<
p>Образ Фамусова: Фамусов – это хозяин дома, управляющий в казенном месте, отец Софьи, человек властолюбивый и сластолюбивый, о чем говорит его намерение заигрывать с прислугой. “Ах! от господ подалей. У них беды себе на всякий час готовь” – говорит о хозяине Лиза, служанка. Фамусов привык командовать другими людьми, привык к богатству.
Дочери Софье он устраивает такие головомойки по всем поводам, что держись: вылить словесный поток на голову другому человеку Фамусов умеет в совершенстве. Чинопочитание у него превышает все разумные пределы. Учение дочери он не поощряет, так как сам для себя ничего не нашел в книгах, Софью считает своей собственностью:
<
p>”Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
<
p>И в чтеньи прок-от не велик:
<
p>Ей сна нет от французских книг,
<
p>А мне от русских больно спится…
<
p>Всю ночь читает небылицы,
<
p>И вот плоды от этих книг!…”
<
p>Образ Софьи: Софья – дочь Фамусова, любительница французских романов; девушка гордая, свободолюбивая и непокорная отцу: “Что мне молва? Кто хочет, так и судит…” – говорит она, проявляя смелость в своем выборе. Софья имеет свое мнение и способна делать выбор.
Но ум этой девушки направлен на интриги больше, чем на что-то позитивное. Он жестоко смеется над влюбленным Чацким, распускает о нем слухи, пакостит, как ребенок. Запуганный Молчалин, скрытый интриган, а внешняя овечка, для нее – соответствующая пара.
<
p>Образ Чацкого. Александр Чацкий – человек бунтарского характера: “Служить бы рад, прислуживаться тошно….”. Служить надо делу, а не лицам – так считает Чацкий.
Он – человек со зрелыми чувствами, обладает гордостью и принципами, развивает свой ум. К сожалению, Софья неспособна это оценить.
<
p>Образ Молчалина: Алексей Степанович Молчалин – это человек “себе на уме”. Страстных чувств к Софье он не испытывает, да и никаких, наверное, не испытывает, этим ее и покоряет. В свободное время он крутит интрижку с Лизой. Человек он сдержанный, угодливый, тихий, усерден в службе, покорен перед Фамусовым: “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”, немногословен:
<
p>”Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!
<
p>А чем не муж? Ума в нем только мало;
<
p>Но чтоб иметь детей,
<
p>Кому ума недоставало?
<
p>Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…”
<
p>Комедия написана живым и легким языком, подобраны великолепные рифмы, текст насыщен красочными образами и сравнениями. Произведение наполнено яркими образами, афоризмами, остроумными выражениями и авторскими поговорками, которые широко распространились позднее в народе: “Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь…”.