Значение комедии “Горя от ума” для русской литературы

Появление “Горя от ума” предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского общества к потребностям национальной жизни, к действительному положению народа. Все углубляющееся обострение классовых противоречий в стране, где открыто царила диктатура помещиков-крепостников, усиление крепостного гнета и рост антикрепостнических настроений в народе явились той социальной почвой, на которой вырос и развился реализм в русской Литературе крепостной эпохи.

Он был призван

отразить основное противоречие эпохи – противоречие между помещичьим классом и угнетенным народом.

Элементы реализма накапливались в русской литературе еще в XVIII в. Они наиболее сильно чувствовались в сатирической обличительной линии литературы, шедшей от Кантемира через Фонвизина и Радищева к Крылову.

Всякий раз, когда эти писатели касались трагедии жизни закрепощенных народных масс, в их творчестве проявлялось тяготение к реалистическому воспроизведению действительности. Но для становления реализма, для его торжества в искусстве

и литературе необходимо было более глубокое знание законов развития жизни общества и человека, чем то, которым владели даже наиболее передовые писатели России и Западной Европы к концу XVIII в., освободительные идеи которых сыграли огромную роль в развитии прогрессивной литературы. Бурные исторические события конца XVIII – начала XIX столетия, развитие буржуазно-капиталистических отношений в Европе ярко обнаружили слабые стороны просветительского мировоззрения, являвшегося преобладающим в XVIII в. На смену метафизическому мышлению людей, их убеждению во всемогуществе мнений приходит идея эволюции, явления жизни рассматриваются в их историческом развитии и социальной обусловленности.

Характеризуя идейную обстановку первых десятилетий XIX в., Г. В. Плеханов пишет: “Ход и исход французской революции, с ее сюрпризами, ставившими в тупик самых “просвещенных” мыслителей, явились до последней степени наглядным опровержением мысли о всемогуществе мнений. Тогда многие совсем разочаровались в силу “разума”, а другие, не поддавшиеся разочарованию, стали тем более склоняться к принятию мысли о всемогуществе среды и к изучению хода ее развития”. Великий принцип развития, признание социально-исторической обусловленности жизни общества и человека были той идейно-философской основой, на которой вырастает реализм, реалистическое искусство.

Для реалистического метода надо стать на историческую точку зрения, понять связи человека с общественной средой, воспитавшей его, уметь рассматривать людей, характеры в их развитии, в зависимости от обстоятельств жизни, в их социально-типической сущности. Первые это поняли и осуществили в своем творчестве Грибоедов и Пушкин, ставшие основоположниками реализма в русской литературе.

С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного крестьянства. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Лизе грозит й любовь стареющего барина-волокиты и барская расправа. “Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить”,- кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов. Сочувствие закрепощенным народным массам – основа грибоедовского изображения жизни: народ составляет неотъемлемый фон его комедии.

Без понимания этого нельзя понять и того, что происходит в “Горе от ума”. Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Вместе с тем “Горе от ума” проникнуто глубоким для своего времени пониманием законов развития общественной жизни, отразившимся в самом художественном методе Грибоедова.

В “Горе от ума” жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые Грибоедов определяет в своей комедии с хронологической точностью. В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, восходящей’ к екатерининским временам, и Москвы после 1812 года, в которой появились люди типа Чацкого. В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи.

По справедливому замечанию М. В. Нечкиной, “запечатленные им исторические процессы были схвачены глазом художника почти что с научной точностью” . Это было следствием не только великолепного знания действительности, но и проявлением нового метода ее изображения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Значение комедии “Горя от ума” для русской литературы