Каким образом в творчестве Фета сочетаются в рамках одного произведения различные темы?
Каким образом в творчестве Фета сочетаются в рамках одного произведения различные темы? Проиллюстрируйте ответ примерами из стихотворений.
Оригинальный взгляд на поэзию Фет формулировал так: “Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор”. В этом высказывании выражена мысль об иррациональности поэзии. “Что не выразишь словами, звуком на душу навей” – вот задача поэта. Фет, как правило, не стремится создавать картины, а говорит о своем впечатлении от увиденного, услышанного, осмысленного.
Не
У Фета зачастую можно говорить лишь о доминирующей в произведении теме, но ее развитие включает в орбиту художественного изображения иные темы, мотивы, образный мир расширяется, стремясь охватить бытие в целом.
Грамматическая “крайность” характеризует строй стихотворений “Это утро, радость эта…” (1881), “Шепот, робкое дыханье…” (1850). Здесь поэт вовсе отказывается от глаголов. При этом стихотворения наполнены событиями,
Но все перечисляемое окрашено в совершенно определенные тона первой строкой, как первым лучом утреннего весеннего солнца. И повторяющееся 23 раза в разных вариантах местоимение – “это”, “эта”, “этот”, “эти” – как бы связывает разрозненные кусочки бытия в единую живую и движущуюся картину. Каждый повтор – как вдох и выдох восторга перед открывающейся красотой преображенной весенней природы.
В стихотворении “Шепот, робкое дыханье…” при отсутствии сказуемых поэт создает последовательный рассказ о любовном свидании, вечерней встрече (первая строфа), дивной ночи, проведенной любящими наедине (вторая строфа), расставанье на утренней заре (третья строфа). Природа дает поэту краски для создания картины полной неги и в то же время целомудренной любви. Прием психологического параллелизма использован здесь поэтом с высшим мастерством. Любовь в изображении Фета драгоценна каждым своим мигом, даже слезы расставания – одно из проявлений счастья, переполняющего любящих и выплеснувшегося в финальной строке: “И заря, заря!..”
Характерной особенностью картин Фета, связанной с политематизмом многих его произведений, является обобщенность, частое отсутствие конкретики, индивидуального лика того, о чем идет речь. Излюбленные его образы – солнце, луна, свет, лес, воздух, день, вечер, утро, ночь – едины для всех. И, например, в стихотворении “Я пришел к тебе с приветом…” речь идет о лесс, листьях, ветках, птицах вообще.
Каждый читатель имеет возможность наполнить образы, воплощенные поэтом в индивидуально-неповторимой стихотворной форме, собственным зрительным, звуковым, чувствен ным содержанием, конкретизировать их в своем воображении за счет знакомых, дорогих и близких только ему картин, деталей.
То же можно сказать и о возлюбленной, к которой обращается лирический герой. Очевидно, что ему нет необходимости рисовать ее индивидуализированный портрет, говорить о каких-то личностных психологических качествах, потому что он ее знает, да к тому же и любит, и эта любовь делает прекрасным все окружающее. Читатель через собственный жизненный опыт может прикоснуться к доступному для всех, хрупко му и прекрасному чувству, которое так эмоционально вылилось в восклицаниях лирического героя стихотворения.
Предельная обобщенность сочетается у Фета с удивительной интимностью переживания.
Так же естественно, как светит солнце, непреднамеренно, как приходит любовь, рождается и поэзии песня, о которой идет речь в заключительной строфе стихотворения. И не важно, о чем она будет. Радость, счастье, “веселье”, доступные каждому, явятся в ней – это важнее.
Красота природы, любви, поэзии, жизни воплощается в этом стихотворении Фета в неразрывном и естественном единстве.