История написания и идея по роману Мать (Горький А. М.)

В ленинской газете “Искра” 1 декабря 1902 года были напечатаны речи рабочих – Петра Заломова и других, – произнесенные на судебном заседании в Нижнем Новгороде (теперь г. Горький). Царское правительство судило их за участие в демонстрациях, которые были проведены в рабочем поселке Сормово, близ Нижнего, 1 и 5 мая 1902 года. В том же номере “Искры” была помещена статья В. И. Ленина “Новые события и старые вопросы”.

Ленин говорил в ней о вооруженных столкновениях ростовских рабочих с царскими войсками и о речах нижегородцев на

суде.

“Замечательно в этих речах, – писал Ленин, – простое, доподлинно-точное изображение того, как совершается переход от самых повседневных, десятками и сотнями миллионов повторяющихся фактов “угнетения, нищеты, рабства, унижения, эксплуатации” рабочих в современном обществе к пробуждению их сознания, к росту их “возмущения”, к революционному проявлению этого возмущения (я поставил в кавычки… слова Маркса…).

Именно потому, что говорили эти речи простые рабочие, вовсе не передовые по степени их развития, говорили даже не в качестве членов какой-либо организации, а в качестве

людей толпы, именно потому, что напирали они не на их личные убеждения, а на факты из жизни каждого пролетария или полупролетария в России – такое ободряющее впечатление производят их выводы: “Вот почему мы сознательно шли на демонстрацию против самодержавного правительства”. Обыденность и “массовидность” тех фактов, из которых они делали этот вывод, ручается за то, что к этому выводу могут придти и неизбежно придут тысячи, десятки и сотни тысяч, если мы сумеем продолжить, расширить и укрепить систематическое, принципиальновыдержанное и всестороннее революционное (социал-демократическое) воздействие на них. Мы готовы идти на каторгу за борьбу против политического и экономического рабства, раз мы почувствовали дуновение свободы, – говорили четверо нижегородских рабочих.

Мы готовы идти на смерть – как бы вторили им тысячи в Ростове, отвоевывая себе на несколько дней свободу политических сходок, отбивая целый ряд военных атак на безоружную толпу.

Сим победиши – остается нам сказать по адресу тех, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать”.

События, имевшие место в Сормове, и вслед за тем речи сормовских рабочих на суде Ленин раскрыл как явления, типические для роста массового революционного русского рабочего класса.

Не стихийные крестьянские восстания и бунты рабочих, а организованная революционная борьба с самодержавием и капитализмом возникает в третий, пролетарский период освободительного движения в России. В конце 90-х и начале 900-х годов наряду с пропагандой марксизма в рабочих кружках развернулась политическая агитация среди широких масс рабочих и крестьян. Идею революционного союза рабочих и крестьян как силы, способной свергнуть иго царизма и буржуазии, Ленин развивал еще в книге “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” (1894).

В этой книге, как известно, народничество подверглось идейному разгрому. Идеологическая борьба отражала реальные процессы. Русское рабочее движение “так широко разлилось и пустило в самых различных углах России так много здоровых ростков, что теперь с неудержимой силой сказывается его стремление упрочиться, принять высшую форму, выработать определенную физиономию и организацию”, – писал Ленин в 1900 году.

Весной 1898 года была основана Российская социал-демократическая рабочая партия, что знаменовало, по словам Ленина, слияние русского рабочего движения с политической борьбой против самодержавия и буржуазного строя, за высший, социалистический строй. Рабочие забастовки все чаще принимают не экономический, а политический характер. “Пролетариат выносит на улицу свой клич: “долой самодержавие!”. Политические стачки и демонстрации, несмотря на кровавые столкновения с полицией и войсками, возрастали; рабочее движение принимало характер революционного натиска. Об этом свидетельствуют первомайская стачка на Обуховском заводе в 1901 году, волна крупных забастовок и демонстраций в Батуме (возглавленная Сталиным), в Ростове-на-Дону, в Сормове в 1902 году, массовые политические забастовки в Закавказье, на Украине, всеобщая забастовка в Баку в 1904 году.

С 1895 по 1899 год в стране бастовало 221 тысяча рабочих, в январе 1905 года – 440 тысяч (БСЭ).

Классовое самосознание рабочих поднимается до великих идей социализма; идеи политической борьбы овладевают народным сознанием, и борцы-революционеры вырастают в рабочей и крестьянской среде. Не случайно даже Л. Н. Толстой, никогда сам не разделявший идей революционной борьбы, в своем последнем романе, “Воскресение” (1889-1899), рисуя революционеров, создал образы крестьянина Набатова и рабочего Маркела Кондратьева; последний “был руководителем большой стачки рабочих”.

В 1882 году в предисловии к русскому изданию “Коммунистиче-екого манифеста” Маркс и Энгельс писали, что “Россия представляет собою передовой отряд революционного движения в Европе”

Великий писатель советского народа Максим Горький выступил в литературе, когда в России уже началось пролетарское революционное движение. Его творчество было тесно и неразрывно связано с революционной борьбой пролетариата. Благодаря теснейшей связи с революцией Горький сумел понять задачи, которые ставила перед искусством новая историческая эпоха, начало третьего, решающего этапа освободительного движения в России.

Художественная литература не могла теперь ограничиться изображением бесправия и нищеты рабочего класса и крестьян. Она должна была показать мощь пролетариата, его веру в будущее, раскрыть огромное политическое значение его борьбы с самодержавием и эксплуатацией, за счастье трудящихся. Она должна была укрепить веру человека в себя, “развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество…” – писал Горький (“Читатель”).

В литературе 90-х годов много было произведений о массе голодного, оборванного люда (разорившихся крестьянах) , неделями, месяцами ожидавшего у ворот заводов работы, о каторжном труде рабочих, о чудовищной эксплуатации и обкрадывании народа (рассказы Серафимовича – “Никита”, “Семишкура”, “Стрелочник”; Чехова – “Случай на практике”; Куприна – “Молох”; Вересаева – “Два конца” и др.).

Внимание Горького уже в этот период привлекали новые стороны социальной действительности: сила протеста угнетенного класса, его воля к борьбе за человеческие права. Поэтому так сильно прозвучал в свое время революционный романтизм Горького.

“Где же призыв к творчеству жизни, где уроки мужества, где бодрые слова, окрыляющие душу?” – говорил Горький (“Читатель”). Он убеждал Чехова, что недостаточно реалистически изображать жизнь, что “настало время нужды в героическом” и что, рисуя суровую правду жизни, нужно найти в пей ростки нового, вести вперед и показать, как в народных массах растут герои, способные к самоотверженной, стойкой борьбе за новые, социалистические идеалы.

Горький хорошо знал жизнь трудового народа и видел, как преображался, обогащался духовный мир рабочих. Рабочие не только создают материальные ценности – “от гигантских машин до детских игрушек”, – писал он в романе “Мать”, но и сами изменяются в процессе созидающего, преобразующего мир труда. “Будущее принадлежит людям честного труда”, – писал Горький еще в повести “Фома Гордеев” (1899).

Горький создал новые образы, которые отразили существеннейшие черты русского рабочего революционного движения,- в этом прежде всего состояло величие Горького как художника и мыслителя. Впервые в мировой литературе им был создан образ творца нового общества – рабочего-революционера, большевика, представляющего рабочий класс, вооруженный революционной теорией марксизма.

Образ революционного пролетария был показан Горьким уже в пьесе “Мещане”, написанной в 1902 году. Паровозный машинист Нил, главный герой этой пьесы, утверждал: “Хозяин тот, кто трудится…” “Права не дают, права берут…” “Нет такого расписания движения, которое бы не изменялось…” Слова Нила прозвучали в преддверий первой русской революции 1905 года; они были полны революционной энергии и силы, говорили о том, что в жизни появилась решающая сила, которой принадлежит будущее, – рабочий класс.

В пьесе “Враги”, над которой Горький работал одновременно с романом “Мать”, отразились революционные события первой русской революции. Горький показал в ней русский рабочий класс идущим в наступление под руководством большевиков, создал образ профессионального революционера, большевика-подпольщика Синцова. Решением той же великой творческой задачи был роман “Мать”. В нем с наибольшей полнотой Горький показал того, кого Ленин называл “человеком будущего в России”1, – рабочего.

В образах Павла Власова и его товарищей великий писатель запечатлел черты русских большевиков. В романе даны удивительные по верности и силе изображения картины борьбы русского народа под руководством рабочего класса за свое освобождение, выражена глубокая вера в грядущую победу революции.

По своему объему роман невелик, но он необычайно емок по охвату самых различных сторон жизни и ярок динамичностью, напряженностью развития изображенных в нем событий, имевших первостепенное историческое значение.

Главным, основным, существенным, что характеризовало этот период общественной жизни России, была борьба рабочего класса против самодержавия и капитализма.

“Я должен заявить,- говорил на суде герой романа Павел Власов, – что для нас самодержавие не является единственной цепью, оковавшей тело страны, оно только первая и ближайшая цепь, которую мы обязаны сорвать с народа…” Роман и был посвящен изображению борьбы рабочего класса за освобождение народа от цепей самодержавия и капитализма.

Подъему революционного движения в России в начале 900-х годов предшествовал промышленный кризис, который сопровождался резким сокращением заработной платы, закрытием многих крупных и мелких промышленных предприятий, увольнением целой армии рабочих. Эти события привели к усилению рабочего движения. От экономических стачек и требований рабочие перешли к политическим забастовкам и демонстрациям, к борьбе за демократические свободы, к лозунгу: “Долой царское самодержавие!” Для расправы с бастующими рабочими и с демонстрациями правительство высылало войска. Рабочих бросали в тюрьмы и ссылали на каторгу, но революционное движение росло и ширилось по всей России с каждым днем. “В отличие от прежних выступлений рабочего класса почти всюду политической борьбой рабочих стали руководить социал-демократические комитеты.

В ряды рабочего революционного движения вливались новые и новые тысячи рабочих, не участвовавших в нем прежде. “Рабочее движение оказало свое влияние на крестьянство… Революционные выступления рабочих и крестьян показывали, что в России назревает и близится революция”.

Вот эти-то важнейшие события нашли свое отражение в “своевременной”, “нужной”, по определению Ленина, книге Горького.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

История написания и идея по роману Мать (Горький А. М.)