История создания тема и идея по произведению Легенда об Уленшпигеле (Шарль де Костер)

XIX век оставил необозримое, богатейшее литературное наследство. Но даже среди такого богатства роман Шарля де Костера выделяется как явление исключительное. Ромен Роллан, восторженно оценивавший эту книгу, называл ее “народной эпопеей, единственной в наше время”. Действительно, в западноевропейской литературе нового времени не было создано ничего подобного – ничего подобного этой “легенде”, поражающей своей органической народностью, патриотическим пафосом, духом неподдельного героизма,

А ведь вышедшая в 1867 году “Легенда

об Уленшпигеле” – первая книга, первое истинно великое произведение художественной литературы, которой заявила о себе Бельгия.

Впрочем, необыкновенная мощь и свежесть этой книги дроистекали именно оттого, что она была первой. Кажется, вся предыдущая история Бельгии и бельгийской литературы готовили роман Шарля де Костера.

До оформления Бельгии в самостоятельное государство, что произошло только в 1830 году, вошедшие в состав этой страны земли были предметом вожделения и распрей со стороны сильных соседей. Римляне, завоевавшие эти земли еще до нашей эры, словно бы открыли путь и испанцам, и австрийцам,

и французам, и голландцам, наперебой стремившимся оккупировать маленькую страну. История Бельгии готова была стать историей угнетения и унижения.

Народ, однако, вносил свои поправки в эту историю. Можно себе представить, какая жажда независимости, какая воля к сопротивлению накопилась на многострадальных бельгийские землях! “В Льеже каждый бедняк король у себя дома”, так народная мудрость отметила это свободолюбие и эту непокорность.

Одной из таких “поправок” была революция, к изображению которой обратился Костер, Нидерландская революция XVI века.

К началу революции северные провинций Европы в составе Нидерландов принадлежали могущественной испанской империи. В 1556 году на королевском престоле Карла V сменил Филипп II, тот самый, который по роману Костера родился одновременно с Тилем и чье появление на свет сопровождалось зловещими предзнаменованиями для Фландрии, й на самом деле, с воцарением Филиппа гнет феодально-католической реакции стал совершенно невыносимым, империя навязывала народам свою волю средствами крайне жестокими, олицетворенными “святейшей инквизицией”, Естественно, что в революционное движение вовлекались все слои общества, борьба против феодализма переплеталась с борьбой против католической церкви, а оппозиция цементировалась быстрым распространением кальвинизма, энергичными и смелыми действиями “еретиков”. Движущей силой революции был народ – крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы.

Они же продолжали борьбу тогда, когда от нее отступали “господа”, ставшие на путь уступок и компромиссов и постоянно оглядывавшиеся на свои привилегий.

Нидерландская революция бурно и стремительно развивалась на протяжении 60-х годов XVI столетия. В 1567 году Нидерланды были оккупированы армией герцога Альбы. Инициатива вооруженной борьбы перешла к народу, начавшему подлинную партизанскую войну на суше и на море.

Лишь к началу 80-х годов, то есть на исходе почти двадцатилетних боев, революция во Фландрии и других провинциях нынешней Бельгии потерпела поражение.

Шарль де Костер, само собой разумеется, не писал историю Нидерландской революции – он писал “легенду”. И финал его романа легендарный: не поражение революции венчает его рассказ, но многозначительное воскрешение “великого геза”, “духа Фландрии” Уленшпигеля. Историю Костер знает хорошо и редко грешит против фактов, подчиняя их стилю легенды.

Однако не только знание истории, а ее понимание сделало Костера выдающимся историком. Костер точен в характеристике революции потому, что оценивал ее с позиций революционной демократии, к которой сам принадлежал. Костер был публицистом, постоянным сотрудником журнала “Уленшпигель” (издавался с 1856 года), который объявил войну “богам, святым, попам и королям”. “В воздухе революция”,- такими словами Костер характеризовал Европу, шедшую от революции 1848 года к Парижской Коммуне. Он радостно приветствовал борьбу народов за освобождение, где бы она ни вспыхивала – в Италии, в Ирландии, Австро-Венгрии, Польше.

Героем современности был для Костера Гарибальди. От Уленшпигеля к Гарибальди – так в представлении Костера складывалась главная закономерность исторического процесса.

Революционный демократизм Костера был своеобразным. Он заключал в себе необыкновенный заряд патриотизма. Кажется, что все испытания, выпавшие на долю его отчизны, сконцентрировались в этом пафосе.

Следует напомнить, что деятельность Костера была освещена еще одним важнейшим событием в истории Бельгии, еще одной революцией – бельгийской революцией 1830 года. И вновь решающую роль, внося свои “поправки” в историю Бельгии, сыграл народ. Восставшие рабочие Брюсселя и других городов одержали победу над голландскими войсками (в состав Нидерландского королевства бельгийские области были возвращены в 1315 году, после низвержения Наполеона).

Бельгия отделилась от Голландии и, наконец, стала самостоятельным государством.

Шарль де Костер родился накануне революции, в 1827 году. Естественно, что как гражданин и как писатель он формировался под прямым влиянием только что произошедшей победоносной революции, определявшей всю атмосферу социального бытия молодого государства. “Быть собой” – вот призыв, который громко звучал в Бельгии. К моменту об-ретения независимости бельгийская литература была в таком отчаянном положении, была столь безнадежно отставшей, что казалось – ничто не предвещало появления сколько-нибудь значительного произведения в обозримое время. Однако революция и обретенная национальная независимость стали могучими стимулами развития самобытной культуры.

Возникает общественно-литературное движение с ясно определенной целью – “развивать литературу, которая выражает бельгийский национальный дух”. До появления романа Костера больших успехов это движение не добилось – сказывалось и отсутствие собственных литературных традиций, и живучесть традиционного консерватизма “господ”, традиционного корпоратизма, который даже оживал в условиях самостоятельного государст-ва, охотно выдававшего себя за дружную семью во главе с королем, якобы опекающим своих соотечественников, совершенно как если бы те были его близкими родственниками. В условиях такого, весьма противоречивого развития бельгийского государства особым смыслом наполнялось напоминание о революционном прошлом, о народном патриотизме, любовь к отчизне совмещающем с ненавистью к “господам”.

Таким напоминанием и стала книга Костера. Видно, что бельгийское общество и бельгийская литература как бы вынашивали это необыкновенное произведение. Даже в том факте, что другие книги Костера Заметно слабее “Легенды”, раскрываются особые условия ее возникновения и совершенно исключительное значение романа, через посредство которого обретала себя не только бельгийская литература, но и сама Бельгия.

Источники:

    Шарль де Костер Легенда об Уленшпигеле./Пер. с фр. Н. Любимова; Вступит, статья Л. Андреева; Примеч. В. Смирина.- М.: Худож. лит., 1983.- 431 с. (Классики и современники. Зарубеж. лит-ра)

    Аннотация:

    Историческую основу “Легенды об Уленшпигеле” (1867)” главного произведения великого бельгийского писателя Шарля де Костера (1827-1879)” составляют события нидерландской революции XVI века. В образе легендарного Тиля Уленшпигеля воплощены неукротимое вольнолюбие и мужество народа Фландрии в борьбе с испанскими угнетателями и католическим мракобесием.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

История создания тема и идея по произведению Легенда об Уленшпигеле (Шарль де Костер)