Идейно-тематическое содержание Гроза Островский
Идейно-тематическое содержание. “Гроза”; была создана в третий период творчества драматурга, охватывающий предреформенные годы (1856-1860). Если в первый период (1847-1851) Островский занимает критические позиции по отношению к показанному в его ранних пьесах “темному царству”;, а в пору близости к славянофилам в москвитянский период (1852-1855), наоборот, склонен идеализировать патриархальный купеческий мир, то в предреформенный период, когда драматург сблизился с “Современником”; Некрасова, он примыкает к “обличительному”;
Таким образом, Островский выступил со своей очень своеобразной позицией в решении проблемы положительного героя, которая стала ведущей для литературы данного периода.
Действие “Грозы”; происходит в городе Калинове на Волге, ставшем собирательным образом волжских городов как средоточия русского уклада жизни. В центре пьесы лежит семейный конфликт – столкновение молодой Катерины Кабановой со свекровью, уважаемой в городе купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой.
Они выступают его апологетами и бескомпромиссными защитниками. Им противостоят те, кто хочет перемен, кто недоволен старыми устоями жизни. Но только Катерина идет до конца в своем протесте, не желая мириться с навязываемым ей образом жизни. При этом происходит борьба героини не с конкретным лицом, а со всем строем жизни, поддерживающим старый уклад, с “темным царством”;.
Новаторство Островского состоит и в том, что пьесу, написанную на социально-бытовом материале, пронизывает глубоко философская идея, углубляющая и уточняющая авторскую мысль. Он отнюдь не хочет представлять Катерину как идейного борца с “темным царством”;.
Такой ее пытались обрисовать некоторые критики. Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве”; (1860) дает оценку пьесе как “самого решительного”; произведения Островского, показавшего “близкий конец самодурства”;, а ее главную героиню называет “лучом света”;, натурой искренней, стремящейся к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств, которая вступает в борьбу с “темным царством”; и с собой.
Несколько позже появляется статья Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы”; (1864), во многом переосмысливающая оценку Добролюбовым пьесы “Гроза”;, особенно ее главной героини. Писарев считает ее натурой, не имеющей твердого характера, развитого ума, не содействующей прекращению или облегчению страданий, а значит – не достойную считаться явлением “светлым”;, героической личностью.
При всей полярности оценок критиков их объединяет то, что они упускают из внимания нравственно-философский аспект пьесы, имеющий для ее автора решающее значение. С ним связана целая группа образов-символов, придающих “Грозе”; обобщеннофилософский смысл. Они окружают образ Катерины (героиню “не от мира сего”;) и представляют собой образы полета (парение, ангелы), сказочного сада (запах кипариса), смерти (с точки зрения верующего – другой жизни, перехода в другой мир), причем смерти не просто отдельной личности, но и всего прежнего устоя – “темного царства”;, на смену которому должно прийти нечто новое.
Именно в этот кризисный момент, когда Россия действительно стояла на пороге кардинальных перемен, связанных с отменой крепостного права, Островский Пишет пьесу о пробуждении личности, причем через сугубо личное чувство – любовь, а такой процесс всегда сложен и трагичен. Личность, отпадая от коллектива, оказывается один на один с миром. Островский тонко уловил, что в России этот момент совпал с процессом становления русского национального самосознания, когда человек, часть общенародного “мира”;, крестьянской общины, начинает осознавать себя личностью, самостоятельной в своих взглядах и поступках, но и несущей всю полноту ответственности за них. В этом и было главное значение “Грозы”; Островского для русского общества.
С этих позиций и необходимо рассматривать систему образов пьесы.
Глоссарий:
– идейное содержание пьесы гроза
– писарев мотивы русской драмы краткое содержание
– идейно тематический анализ пьесы гроза
– идейное содержание драмы гроза
– идейное содержание грозы островского