Идейно-тематическое содержание пьесы “Вишневый сад”



Идейно-тематическое содержание пьесы определяет пере­ломная эпоха, на которую пришлась жизнь ее героев. Все они ока­зываются жертвами не частных обстоятельств и своих личных ка­честв, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин – такой же заложник времени, как и пассивный Гаев. “Вишневый сад”; – это пьеса о “несостоявшихся судьбах”;, человече­ской неустроенности и сложности поиска ответа на “проклятые во­просы”; о цели и смысле жизни.

Пьесу пронизывает несколько сквозных идейно-тематических мотивов,

которые объединяют всех персонажей, несмотря на их внешние индивидуальные различия. Как утверждает В. В. Катаев, “Вишневый сад”;, в отличие от традиционных пьес, строится не на противопоставлении, а “на единстве, общности персонажей”;. Внеш­ней интриги нет, а событие, о котором все говорят – продажа име­ния на торгах, – происходит за сценой.

Но при видимом отсутствии внешнего действия пьесу скрепляет действие внутреннее, происхо­дящее в сознании героев и находящее выражение в смене настрое­ния, мелодической тональности, в подтексте или “подводном тече­нии”;, как его стали называть.

Первым

сквозным мотивом пьесы можно считать неизменность, характеризующую каждого из действующих лиц. “Мамочка такая же, как была”;, “Ты все такой же, Леня”;, “Ты все такая же, Варя”; – на разные лады повторяют герои пьесы. Для каждого из них это “постоянство”; заключено в чем-то своем: Епиходов говорит о своих несчастьях, Пищик – о долгах, Варя – о хозяйстве, Гаев впадает в патетику, а Петя – в обличения всех и вся. Ведь у каждого из них своя правда и своя претензия к жизни, хотя, разумеется, эти прав­ды и жалобы разного достоинства.

Постоянство, неизменность не­которых персонажей даже закреплены в их прозвищах: “вечный студент”;, “двадцать два несчастья”;. Но общее определение, которое подходит для каждого из них, “недотепа”;: ведь все они очень шатки по своей позиции в жизни, никто из них не знает “настоящей прав­ды”;, а пытается ухватиться за какой-то из ложных ориентиров.

Другой сквозной мотив, кажущийся противоположным первому, это ощущение изменчивости жизни, тоже присущее всем персонажам.

Все они сравнивают настоящее и прошлое и отмечают, как бежит вре­мя. “Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати…”; (Лопахин), “Когда вы уезжали отсюда…”; (Дуняша о Раневской), “Когда-то…а те­перь мне уже пятьдесят один год…”; (Гаев). Перспектива в прошлое открывается на разную глубину: шесть лет назад утонул сын Ранев­ской, лет сорок-пятьдесят назад помнили еще способы обработки виш­ни, сто лет назад был сделан шкаф. Перспектива в будущее тоже раз­лична для разных персонажей, но она есть для Раневской и Гаева, Ани и Пети, Вари и Лопахина, даже для лакея Яши и старого слуги Фирса, забытого в доме.

Что бы о себе не думал каждый из них, но всем им суждено быть песчинкой в потоке времени.

И еще один повторяющийся мотив: это тема растерянности, не­понимания перед лицом безжалостно бегущего времени. Раневская задает бесконечные вопросы: почему все уходит без следа, почему люди старятся, почему на их плечи ложится груз ошибок и несча­стий. Растерян в минуты раздумий, хоть и беспечен, как ребенок, Гаев. “Кто я, зачем я, неизвестно”;, – недоумевает Шарлотта.

Даже Лопахин признается, что ему лишь “кажется”; иногда, что он пони­мает ход и положение вещей. Мнимым является и всепонимание Пети, как верно замечает Раневская, это, скорее, следствие молодо­сти и незнания подлинной жизни.

Всех персонажей “Вишневого сада”; объединяет и мотив надеж­ды, мечты. Они могут быть смешными, нереальными или же впол­не осуществимыми, как мечта Лопахина о приобретении вишневого сада. Но и для него победа оказывается мнимой: переустройство са­да неминуемо приведет его к гибели.

Вот почему так часто в этих мечтах звучит сослагательное наклонение, в наиболее общем виде выраженное в словах Лопахина: “Скорее бы все это прошло…”;.

При этом герои пьесы убеждены в противоположности своих “правд”;, часто противопоставляют себя друг другу. Но автор неиз­менно указывает на их внутреннюю общность. В этом состоит но­визна конфликта пьесы. Ее главная мысль соотносится с тем, что было выражено в прозе писателя: “Никто не знает настоящей прав­ды”;, ни у кого нет преимуществ в столкновении с непонятной дей­ствительностью, но ответственность лежит на каждом.

В пьесе это наглядно проявляется в отношении каждого из героев к саду. Ведь он связан с судьбами нескольких поколений – прошлых, настоя­щих и будущих. Упрощенное понимание, связанное с конфликтом различных социально-экономических формаций, здесь не подходит.

Гибнущий сад – это сквозная тема пьесы, связывающая все ос­тальные ее линии на уровне высокого идейно-философского обоб­щения. Оказывается, что главным объектом изображения в “Виш­невом саде”; автор делает все “сложение жизни”;, которое влияет на судьбу каждого из ее героев, по-разному понимается ими, но до конца оказывается непонятым никем.

Глоссарий:

– идейное содержание пьесы вишневый сад

– идейно тематический анализ пьесы

– идейное содержание вишневый сад

– идейно-тематический анализ пьесы

– вишневый сад идейно-тематический анализ


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Идейно-тематическое содержание пьесы “Вишневый сад”