Идейно-тематическое содержание басен Крылова
Идейно-тематическое содержание. Басня – небольшое произведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформулированному моральному выводу.
Басня – один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои произведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача – обличить недостатки человека
Большинство сюжетов он заимствовал у французского баснописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских басен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, создавая поистине национальную русскую басню.
Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.
Басни на общественно-политические темы (“Волк и ягненок”;, “Кот и повар”;). В них проводится просветительская установка на то, что власть
Басни, затрагивающие проблему просвещения (“Ларчик”;, “Любопытный”;, “Свинья под дубом”;). Они показывают, что бранить науки и ученье – признак глупости и невежества (“Свинья под дубом”;), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно (“Ларчик”;).
Басни на исторические темы (“Квартет”;, “Лебедь, Щука и Рак”;, “Волк на псарне”;). Они представляют собой в аллегорической форме отклик на различные события в жизни страны. В “Квартете”; скрыты под личинами зверей государственные деятели, занимавшиеся распределением ответственных должностей во время преобразования Государственного совета в 1810 году. В басне “Волк на псарне”;, связанной с событиями 1812 года, под Волком разумеется Наполеон, а Ловчий – это Кутузов; поводом для написания басни стали попытки Наполеона заключить выгодный для него мир.
Написанные по конкретным поводам, эти басни могут приобретать и более широкое, вневременное толкование.
Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу (“Осел и Соловей”;, “Демьянова уха”;, “Кукушка и Петух”;). Они, как и эпиграммы, направлены на осмеяние литературных противников, например, Ф. Булгарина и Н. Греча (“Кукушка и Петух”;).
Бытовые басни – наиболее многочисленные; они обобщают типичные жизненные ситуации и выводят практические законы человеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки: праздность (“Стрекоза и Муравей”;), лесть (“Ворона и Лисица”;), невежество (“Мартышка и Очки”;), неблагодарность (“Волк и Журавль”;), тщеславие (“Гуси”;) и т. д. Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь (“Мартышка и Очки”;); не радуйся чужой беде (“Чиж и Голубь”;).
Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования. Так басня “Квартет”; может восприниматься как протест против человеческой разобщенности в целом, а “Осел и Соловей”; – как сатирическое осмеяние невежества.
Глоссарий:
– краткое содержание басен крылова
– тематика басен Крылова
– идейно-тематическое богатство басен крылова
– краткие басни крылова
– басни крылова небольшие