Выразительное чтение басен Ивана Крылова на примере “Волк и Ягненок”
Выразительное чтение басен, это, скорее, не выразительное чтение, а выразительное рассказывание. Как свидетельствуют современники И. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, которая его чтение можно было воспринять за продолжение житейского разговора. Т. е. в основе чтения басни лежит принцип живого и естественного сказа, который включает в себя такое же живое и естественное воспроизведения реплик персонажей.
При этом нужно помнить, что живой язык богатый оттенками, а потому чтец должен передать
Авторский текст, который передует развитию событий, читается информативным тоном, который подготавливает к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора треба читать “нейтральным” тоном. Например, авторские комментарии к отрицательным поступкам героев треба читать с иронией, будто “присвоив” авторский текст, подать его как “свою” рассказ о реальных событиях и их участниках.
Особого мастерства требует
Но чтецу не следует весьма захватываться “перевоплощением” у героев басни – животных, ведь основное направление произведения – это раскрытие недостатков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комизма.
Мораль басни проговаривает медленнее, поучительно, в виде раздумывания. Это или напоминание известной истины, или совет мудрого человека, или ироническая критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее треба обязательно сделать психологические паузы, чтобы привлечь внимание слушателей к тому выводу, который воплощен автором в морали.
Следующим этапом в подготовке к выразительного чтению басни будет прослушивание чтения этого произведения учителем или мастером художественного чтения (со школьной фонохрестоматии). Предполагается, что на урок выразительного чтения ученики должны знать басню наизусть. Но учителю треба еще раз сосредоточить внимание школьников на наиболее сложных моментах в чтении этого произведения.
Related posts:
- Общее в баснях И. КРЫЛОВА “Волк и ягненок” и ЭЗОПА Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в давность, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Эзопа и Крылова. Эзоп – легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Эзопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание отводится стычке между […]...
- Выразительное чтение и анализ поэзий Байрона Цель: учить выразительному чтению поэтических произведений; проверить качество заучивания поэзий наизусть; развивать память и артистизм; учить презентовать собственные иллюстрации, воспитывать стремление передавать свое видение поэзии в зрительных образах; развивать навыки публичного выступления, творческие способности учеников. Оборудование: ученические иллюстрации к произведениям Байрона. Тип урока: выразительное чтение. Ход урока. I. Мотивация учебной деятельности. Учитель. Творчество Байрона было […]...
- Чему учат нас басни, на примере басен Лафонтена и Крылова Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня – короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чему учит нас басня? Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как […]...
- Обличительная мораль и жизнеутверждающая традиция басен Ивана Крылова Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И. А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, “особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка”. “Свой” жанр Крылов искал долго […]...
- Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.) Басня “Волк и Ягненок” относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя – в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […]...
- Идейно-тематическое содержание басен Крылова Идейно-тематическое содержание. Басня – небольшое произведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформулированному моральному выводу. Басня – один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои произведения на […]...
- Система образов басен И. А. Крылова Басня, как сказка, нарушает логические отношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы человеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий, действуют животные, […]...
- Волк и Ягненок (Крылов Иван Андреевич Басни) У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на дОБычу стремится; Но, делу дать хотя […]...
- Краткое содержание: Волк и Ягненок (Крылов) Волк и Ягненок У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят, – так начинается басня И. Крылова “Волк и Ягненок”, в которой рассказывается о конфликте между Волком и Ягненком. В жаркий день Ягненок подошел к ручью, чтобы напиться. […]...
- Смысл крылатых выражений из басен Крылова Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Выражение из басни “Лебедь, Щука и Рак” (1816 г.), в которой речь идет о том, как главные персонажи взялись вместе везти загруженную телегу, но так и не смогли этого сделать из-за того, что каждый рвался к своей стихии и передвигался согласно своей […]...
- АФОРИСТИЧНОСТЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА АФОРИСТИЧНОСТЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА 1 вариант И. А. Крылов – великий русский баснописец. Он писал свои басни так просто, так доходчиво, что каждый легко запоминает их текст, узнает русский характер. Плохое или хорошее изображено кратко, сильно, с такой ясностью, как будто видишь наяву всех, кто выведен в баснях. В своих произведениях Крылов доказывал, что упорный […]...
- Комментарии к басням Крылова Волк и Лисица (Крылов И. А.) КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ I. Квартет. Впервые напечатана в “Новых баснях”, 1811 г.. По свидетельству современников, басня “Квартет” высмеивала открывшийся 1 января 1810 года Государственный совет, разделенный яа четыре департамента: законов (председатель кн. П. Лопухин), военных дел (гр. А. Аракчеев), гражданских и духовных дел (гр. П. За-вадовский) и государственной экономии (гр. Н. Мордвинов). “Известно, что продолжительным прениям […]...
- Система образов басен крылова Система образов. Басня, как сказка, нарушает логические отношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы человеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий […]...
- Анализ басен И. А. Крылова в 5-м классе Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия. Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей”, “Петух и Жемчужное зерно”. Используем прием сопоставления […]...
- Жанровое своеобразие басен Крылова Басни, написанные Крыловым, различаются по своему характеру и виду. Некоторые представляют собой сатирический памфлет (“Рыбья пляска”, “Пестрые овцы”, “Щука”), многие – рассказы в стихах (“Три Мужика”, “Мот и Ласточка”), есть басни – бытовые сцены (“Два Мужика”, “Купец”), есть и басни-аллегории (“Лев, Серна и Лиса”, “Дикие Козы”) и т. д. Поразительно широк тематический охват басен Крылова […]...
- Цикл нравоучительных басен Крылова В цикле социально-бытовых, нравоучительных басен главнейшими являются Мартышка и Очки”, “Петух и Жемчужное зерно”, “Свинья под Дубом”, “Голик”, “Волк и Журавль”, “Лжец” и др. В “Мартышке и Очках”, “Свинье под Дубом” осмеиваются невежество, глупость и высоко ставятся ум, здравый смысл, ясное понимание жизни. Отвлеченную книжную ученость, пустое теоретизирование Крылов осуждает в басне “Огородник и Философ”. […]...
- Крылатые фразы из басен Крылова А Васька слушает да ест. Выражение из басни “Кот и повар” (1812), в которой рассказывается о том, как за время отсутствия повара кот Васька съел приготовленную курицу. Когда повар вернулся и увидел, что кот ест курку, он, вместо того, что бы подвергнуть его наказанию, начал убеждать его, что так делать нельзя, что это не хорошо, […]...
- Значение басен Крылова Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не. забудут этой были. Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Кн. П. Вяземский Но справедливости можно сказать, что для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец […]...
- Сочинение на примере басен Лафонтена Лафонтен родился 8 июля 1621 года в Шато Тьере в семье чиновника. Учился в сельской школе, потом изучал право в городе Реймс. Писать Лафонтен начал в 33 года. Первыми его произведениями были комедии, поэмы, сказки и рассказ в стихах. Позднее, познакомившись с произведениями Эзопа, обратился к жанру басни и написал их 238. В них Лафонтен […]...
- Басни И. А. Крылова. Русский национальный колорит басен 1. Мастерство баснописца Крылова. 2. Русский колорит басен. 3. Новаторство Крылова. 4. Аллюзия в басне. Дело в том, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди. В. Г. Белинский Первая книга басен И. А. Крылова появилась в 1809 […]...
- АКТУАЛЬНОСТЬ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА АКТУАЛЬНОСТЬ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА 1 вариант Басни И. А. Крылова известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами. Лично для меня они привлекательны тонким юмором, афористичностью, глубоким пониманием человеческой сущности, умелым изобличением пороков и недостатков общества, мудрыми выводами. У читателя создается впечатление, что призвание автора – выражать наболевшие мысли […]...
- Разбор Басен Крылова. Часть 1 (Крылов И. А.) В басне Крылов учел свой опыт сатирика и драматурга, театрального критика, раздвинул привычные границы басенного жанра. Крылов обращался со своими баснями к широкому кругу читателей. Демократическое начало определяло весь характер творчества писателя, весь внутренний мир его басен. В них впервые в русской литературе ожили и заговорили все сословия тогдашней России. В пестрой и разнообразной галерее […]...
- Комментарии к басням Крылова Волк и Кукушка (Крылов И. А.) КНИГА ВТОРАЯ I. Лягушки, просящие Царя. Впервые напечатана в издании басен 1809 г.. II. Лев и Барс. Впервые напечатана в издании басен 1815 г., ч. III. III. Вельможа и Философ. Впервые напечатана в “Чтении в Беседе любителей русского слова”, 1815., ч. XVI, . Басня, видимо, имела в виду литературное общество “Беседу любителей русского слова”, открывшееся […]...
- Особый цикл басен Крылова посвященных войне с Наполеоном Особый цикл басен посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это “Раздел”, “Кот и Повар”, “Обоз”, “Ворона и Курица”, “Волк на псарне”, “Щука и Кот”. Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии. В басне “Волк на псарне” изображено тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения. В […]...
- Художественное мастерство Крылова на примере басни “Тришкин кафтан” Художественное мастерство Крылова в его баснях поистине совершенно. Но отточенный стих давался Крылову ценой огромного труда. Тщательно отделывая свои басни, Крылов многие строки переписывал по десять, двадцать раз, подбирая единственные, незаменимые выражения и слова для каждой строки и фразы. Да и написав басню, он продолжал совершенствовать ее текст. “Я до тех пор читал мои новые […]...
- Тема сочинения: Актуальность басен Крылова В баснях Крылова – быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г. Белинского, в баснях выразилась “целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности. И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род”. Во […]...
- Художественные особенности басен И. А. Крылова Мастерство Крылова-баснописца остается непревзойденным. Ему удалось условно-дидактический жанр сделать формой подлинно реалистических произведений, предварив многие открытия Грибоедова и Пушкина. В баснях Крылов использовал весь предшествующий литературный опыт: от драматургии он берет остроту и динамичность сюжета, мастерство в построении диалога, речевую характеристику персонажей; от прозы – простоту и естественность рассказа, психологическую достоверность мотивировки поведения героев; от […]...
- Пословицы и поговорки из басен И. А. Крылова Зеркало и Обезьяна Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Волк и Волчонок …Сперва мне ведать надо, Каков пастух у стада?.. А где пастух дурак, там и собаки дуры. Волк и Лисица Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. Квартет Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Чтоб […]...
- Биография Крылова Ивана Андреевича Родился 13 февраля 1768 года в городе Москве. Отец Крылова был военным, вышедшим в отставку и служившим в Твери коллежским советником. Мать Крылова была женщиной умной и интересной, но в свое время она не получила образование и осталась до конца жизни безграмотной. Тем не менее >га женщина была достаточно умна, чтобы понять необходимость образования для […]...
- Творческий путь Крылова Ивана Андреевича И. А. Крылов был современником В. А. Жуковского, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и многих других выдающихся людей своего времени. Он прожил долгую жизнь, был признан и любим современниками, уже при жизни вышло 12 изданий его басен. С 1820 […]...
- Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях ставших неотъемлемой частью классической русской литературы. Потеряв отца и кормильца в девять лет, Крылов рано вступает в самостоятельную жизнь, служит писцом в канцелярии захолустной Твери, а переехав в Петербург, начинает писать пьесы, комические оперы, водевили и трагедии, издает журнал Почта Духов. […]...
- Биография Ивана Крылова Дата рождения: 13 февраля 1769 года Дата смерти: 9 ноября 1844 года Место рождения: Москва Иван Крылов – выдающийся русский писатель и баснописец. Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в городе Москва. Его детские годы нельзя было назвать богатыми, его отец был очень бедным военным и офицерский чин получил лишь после 13-летней выслуги. […]...
- Чтение литературного произведения – труд или отдых? Нельзя однозначно причислить чтение литературных произведений к отдыху или труду. Мы наслаждаемся книгой, но одновременно получаем новые знания, развиваемся. Во многом определяющим критерием является жанр книги: развлекательная она или серьезная. В процессе чтения отдых и труд стоят рядом, попеременно занимая лидирующие позиции. Чтение дает возможность отстраниться от внешнего мира, житейских проблем, погрузиться в описанный автором […]...
- Сочинение на тему “Басни Крылова” Крылов Иван Андреевич – знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений – это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича “Квартет” учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема […]...
- Басни Ивана Крылова – сокровищница народной мудрости Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве и происходил из ” обер-офицерских детей”, отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер, по обязанностям службы часто менял место жительства. Когда родился будущий баснописец, отец жил в Москве, но вскоре, с началом пугачевского бунта, его со […]...
- Сочинение-рассуждение на тему “Чтение – вот лучшее учение!” Взрослые любят повторять слова русского поэта А. С. Пушкина “Чтение – вот лучшее умение”. Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает […]...
- Слабая позиция гласных в сочетании оро – оло. Чтение слов и предложений. Чтение текста и беседа по содержанию ЦЕЛЬ: 1. познакомить учащихся с написанием слов с сочетанием – оро-, – оло-. 2. совершенствовать технику чтения, учиться владеть голосом. 3. развивать речь учащихся. 4. . развивать внимание, речь учащихся. Дети: Доброе Утро Мама и папа Доброе утро, учителя Доброе утро скажем друг другу И пожелаем удачного дня. Учитель: Вы пришли сюда учиться, Не лениться, […]...
- Сочинение на тему басни И. Крылова Басни И. А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животных, насекомого и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, “одной бровью подмигивают на людей”. Итак каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню “Демьянова похлебка”, […]...
- Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И – А – Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, “согласие в товарищах” – это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого […]...
- Сближает ли домашнее чтение членов семьи? Сближает ли домашнее чтение членов семьи? Вот вопрос, над которым рассуждает автор. В данном тексте С. Львов, рассуждая о книгах, говорит нам о том, что чтение в кругу семьи “невольно влечет за собой обмен мыслями”. Публицист убежден, что если книгу читают вслух, то все происходящее “на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за […]...