Сочинение: Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова
В историю русской литературы Иван Андреевич Крылов вошел как великий баснописец. На протяжении многих поколений русские читатели знакомятся с крыловскими баснями с детских лет. Их персонажи вошли в наш повседневный обиход, а крылатые фразы из них – в нашу обыденную речь.
Главными достоинствами басен Крылова являются их народность и гибкий стихотворный язык. Написанные так называемым “вольным ямбом”, они с удивительной точностью передают разговорную интонацию русской речи. Открытием Крылова в его баснях стал образ рассказчика,
Николай Васильевич Гоголь назвал басенное творчество Крылова “книгой мудрости самого народа”.
Нравственное значение большинства басен Крылова заключается в том, что автор обличает в них различные человеческие и общественные пороки.
Рассмотрим, например, басню “Волк и Ягненок”. Ее темой является социальное неравенство людей в крепостническом обществе. Мораль этой басни заявлена в первой же строчке: “У сильного всегда бессильный виноват”. Беспомощный Ягненок ни в чем не
Но никакие оправдания, неопровержимые доводы, которые несчастный приводит в подтверждение своей невиновности, не принимаются Волком во внимание. Когда ему надоедает слушать жалкий лепет Ягненка, он заявляет прямо: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. И это предопределяет трагическую развязку произведения.
В басне “Свинья под Дубом” Крылов изображает Свинью, которая, “наевшись желудей досыта, до отвала”, стала затем подрывать корни у дерева, давшего ей пищу. Здесь баснописец ведет речь о невежде, который, как сказано в заключительной морали, “в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды”. Но можно понимать басню еще и как обличение человеческой неблагодарности.
А в наши дни давняя сатира Крылова приобретает еще и новые оттенки значения. Сегодня мы видим, что неумеренное потребление природных богатств приводит к истощению земли, к оскудению ресурсов природы. Таким образом, данная басня не только не утратила своего значения, но и наполнилась новым смыслом.
Если в двух рассмотренных баснях обличение Крылова несет ясно выраженный социальный характер, то в некоторых других его произведениях усмешка баснописца более добродушна, и вызывают ее отдельные человеческие недостатки. Так, доверчивых людей, падких на неприкрытую лесть, выводит поэт в басне “Ворона и Лисица”. Казалось бы, Ворона должна понимать, что ее голос никак не может сравниться с соловьиным. Однако –
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
И Ворона лишилась лакомого кусочка из-за того, что поверила в несуществующие собственные таланты.
Таким же добродушным юмором наполнена басня “Квартет”. Ее персонажи: “Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка” – полагают, что их умение играть на музыкальных инструментах зависит от того, кто на каком месте сидит. Но как бы они ни расселись, “Квартет нейдет на лад”. Объясняет незадачливым музыкантам, в чем их ошибка, Соловей – словами, которые стали крылатыми:
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, –
Им отвечает Соловей, –
А вы, друзья, как ни садитесь;
Все в музыканты не годитесь.
Ушли в прошлое события, непосредственным откликом на которые служили крыловские басни, но остались неизменными взаимоотношения людей и типы человеческих характеров. Поэтому, несмотря на некоторую архаичность лексики и бытовых деталей, большинство басен Крылова остаются понятными и злободневными в наши дни.