Сочинение: Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова

В историю русской литературы Иван Андреевич Крылов вошел как великий баснописец. На протяжении многих поко­лений русские читатели знакомятся с крыловскими баснями с детских лет. Их персонажи вошли в наш повседневный обиход, а крылатые фразы из них – в нашу обыденную речь.

Главными достоинствами басен Крылова являются их на­родность и гибкий стихотворный язык. Написанные так назы­ваемым “вольным ямбом”, они с удивительной точностью пере­дают разговорную интонацию русской речи. Открытием Крыло­ва в его баснях стал образ рассказчика,

который за маской простодушия скрывает ум и иронию, направленную на обличе­ние социальных пороков.

Николай Васильевич Гоголь назвал басенное творчество Крылова “книгой мудрости самого народа”.

Нравственное значение большинства басен Крылова за­ключается в том, что автор обличает в них различные челове­ческие и общественные пороки.

Рассмотрим, например, басню “Волк и Ягненок”. Ее темой является социальное неравенство людей в крепостническом обществе. Мораль этой басни заявлена в первой же строчке: “У сильного всегда бессильный виноват”. Беспомощный Ягне­нок ни в чем не

провинился перед всесильным Волком.

Но ни­какие оправдания, неопровержимые доводы, которые несчаст­ный приводит в подтверждение своей невиновности, не при­нимаются Волком во внимание. Когда ему надоедает слушать жалкий лепет Ягненка, он заявляет прямо: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. И это предопределяет трагическую развязку произведения.

В басне “Свинья под Дубом” Крылов изображает Свинью, ко­торая, “наевшись желудей досыта, до отвала”, стала затем подры­вать корни у дерева, давшего ей пищу. Здесь баснописец ведет речь о невежде, который, как сказано в заключительной морали, “в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чув­ствуя, что он вкушает их плоды”. Но можно понимать басню еще и как обличение человеческой неблагодарности.

А в наши дни давняя сатира Крылова приобретает еще и новые оттенки значе­ния. Сегодня мы видим, что неумеренное потребление природ­ных богатств приводит к истощению земли, к оскудению ресур­сов природы. Таким образом, данная басня не только не утрати­ла своего значения, но и наполнилась новым смыслом.

Если в двух рассмотренных баснях обличение Крылова несет ясно выраженный социальный характер, то в некоторых других его произведениях усмешка баснописца более добро­душна, и вызывают ее отдельные человеческие недостатки. Так, доверчивых людей, падких на неприкрытую лесть, выво­дит поэт в басне “Ворона и Лисица”. Казалось бы, Ворона дол­жна понимать, что ее голос никак не может сравниться с соло­вьиным. Однако –

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

И Ворона лишилась лакомого кусочка из-за того, что пове­рила в несуществующие собственные таланты.

Таким же добродушным юмором наполнена басня “Квар­тет”. Ее персонажи: “Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка” – полагают, что их умение играть на му­зыкальных инструментах зависит от того, кто на каком месте сидит. Но как бы они ни расселись, “Квартет нейдет на лад”. Объясняет незадачливым музыкантам, в чем их ошибка, Соло­вей – словами, которые стали крылатыми:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, –

Им отвечает Соловей, –

А вы, друзья, как ни садитесь;

Все в музыканты не годитесь.

Ушли в прошлое события, непосредственным откликом на которые служили крыловские басни, но остались неизменны­ми взаимоотношения людей и типы человеческих характеров. Поэтому, несмотря на некоторую архаичность лексики и быто­вых деталей, большинство басен Крылова остаются понятны­ми и злободневными в наши дни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова