Гротеск и гипербола в романе Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”

Эпоха Возрождения дала миру множество знаменитых имен: писателей, скульпторов, художников, музыкантов. Художники-Гуманисты видели объект своего творчества в изображении человека, его чувств, умственных способностей и качеств, так как и сами художники этой выдающейся эпохи тоже были неординарными личностями. Можно даже сказать, что эпоха создавала человека нового времени, а человек создавал эпоху. Франсуа Рабле – представитель французского Ренессанса, хотя виднейшим представителем этой эпохи его сделало одно-единственное художественное

произведение.

Роман “Гаргантюа и Пантагрюэль” стал именно тем произведением, благодаря которому имя известного французского врача и ученого-энциклопедиста вошло в мировую историю литературы шестнадцатого столетия. Фантастическая страна Утопия, изображенная в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”, расположена где-то во Франции.

Об этом свидетельствуют описания Парижа и провинциальных городков, в которых живут простые трудолюбивые ремесленники и крестьяне. Роман Ф. Рабле написан в форме сказки-сатиры. Автор саркастически изображает каждого из представителей схоластической науки,

религиозные распри и самих церковников, с жизнью которых был хорошо знаком еще со времени пребывания в монастырях. Рабле широко использует аллегорию для изображения как положительных, так и отрицательных общественных явлений.

Опираясь на фольклорные источники, автор создал образы людей, жадных к знаниям и к самой жизни.

Огромный рост Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэля был олицетворением их безграничных знаний, чрезвычайной образованности, благородства чувств, искренности, доброты и способности на самопожертвование ради обиженных. Великаны-Короли создавали законы, направленные на благосостояние своего народа. Сатира и гиперболы Рабле не абстрактные, они опираются на реальную подпочву. В образах отображается и тогдашняя действительность, и исторические фигуры.

В литературе периода Возрождения довольно распространенной была тема путешествий, в основе которых лежали реальные события. Рабле использует эту тему для своих сатирических аллегорий, которые иногда сменяются сугубо фантастическими описаниями.

В разделе о Пушистых котах автор разоблачил алчных и жестоких чиновников-судей, деятельность которых основана на отрицательных человеческих чертах: “У нас здесь учат тому, чего сами никогда не учили!.. У нас здесь бьют и учат тому, чего сами никогда не учили!.. У нас здесь бьют и приказывают при этом смеяться!..

У нас здесь признаются в том, чего никогда не совершали, не творили и совершать-творить не думали!”. Одним из наилучших разоблачительных эпизодов книги, направленных против схоластики, является эпизод со звонами, в центре которого стоит гротескная фигура немощного, старого схоласта, магистра Сорбонны Янотуса Брагмардо.

Речь старца к Гаргантюа относительно возвращения звонов – блестящая пародия на красноречие сорбонистов. Рабле в гротескной форме проводит мысль, что основой всего существующего является плоть, материя, что высочайшим критерием в оценке мира является близость к природе. То, что противостоит этому суждению,- отвратительное и безобразное.

Важным эпизодом произведения является рассказ о пребывании путешественников на острове царицы Квинтэссенции, которая употребляла в пищу лишь абстракции, категории, мечты, шарады, антитезы и провеивала свое время через большое, красивое решето.

Франсуа Рабле высмеял лжезнания и полнейшую оторванность от реального мира. В борьбе со средневековой реакцией Франсуа Рабле использовал все возможные формы комического, среди которых – сатирический гротеск. Писатель всегда смеется, так как это – его испытанное оружие. Очень большим было влияние гениального французского сатирика на мировую литературу.

У Рабле было чему учиться, ведь эрудиция писателя поражала современников. Он был одним из величайших гуманистов прошлого. Ценнейшими для нас являются его суждения о свободном обществе, в котором будет возможным существование гармонично-развитой личности, так как эта мечта была, есть и будет актуальной для представителей всех времен и народов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Гротеск и гипербола в романе Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”