РОМАН Ф. РАБЛЕ “ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЕЛЬ”
Эпоха Возрождения дала миру множество знаменитых имен: писателей, скульпторов, художников, музыкантов. Художники-Гуманисты усматривали объект своего творчества в изображении человека, ее чувств, умственных способностей и качеств, так как и самые художники этой выдающейся эпохи тоже были неординарными личностями. Можно даже сказать, что эпоха создавала человека нового времени, а человек создавал эпоху.
Франсуа Рабле – представитель французского Ренесанса, хотя виднейшим представителем этой эпохи его сделал единственное художественное
Роман “Гаргантюа и Пантагрюель” стал именно тем произведением, благодаря котор имя известного французского врача и ученого-энциклопедиста вошло в мировую историю литературы шестнадцатого столетия. Фантастическая страна Утопия, изображенная в романе Ф. Рабле ” Гаргантюа и Пантагрюель”, расположилась где-то в Франции. Об этом свидетельствуют описания Парижа и провинциальных городков, в которых живут простые трудолюбивые ремесленники и крестьяне. Роман Ф. Рабле написанный в форме сказки-сатиры.
Автор саркастически изображает каждого из представителей схоластической
Огромный рост Грангузьє, ГарьГантюа и Пантагрюеля был олицетворением их безграничных знаний, чрезвычайной образованности, благородства чувств, искренности, доброты и способности на самопожертвование ради обиженных. Великаны-Короли создавали законы, направленные на благосостояние своего народа. Сатира и гиперболы Рабле не абстрактные, они опираются на реальную подпочву.
Даже в образах отбивается и тогдашняя действительность, и исторические фигуры.
В литературе периода Возрождение довольно распространенной была тема путешествий, в основе которых лежали реальные события. Рабле использует эту тему для своих сатирических аллегорий, которые иногда изменяются сугубо фантастическими описаниями. В разделе о Пушистых котах автор разоблачил алчных и жестоких чиновников-судей, деятельность которых основана на отрицательных человеческих чертах: “У нас здесь учат того, чего самые некогда не учили!..
У нас здесь бьют и учат того, чего самые некогда не учили!.. У нас здесь бьют и приказывают при этом смеяться!.. У нас здесь признаются в том, чего некогда не совершали, не творили и совершать-творить не думали!”.
Одним из наилучших разоблачительных эпизодов книги, направленных против схоластики, есть эпизод со звонами, в центре которого стоит гротескная фигура немощного, старого схоласта, магистра Сорбоны Янотуса Брагмардо. Речь старца к Гаргантюа относительно возвращения звонов – блестящая пародия на Красноречие сорбонистов.
Рабле в гротескной форме проводит мысль, которая основой всего существующего есть плоть, материя, которая высочайшим критерием в оценке мира есть близость к природе. То, что противостоит этому суждению,- отвратительное и безобразное. Важным эпизодом произведения является рассказ о пребывании путешественников на острове царицы Квинтэссенции, которая употребляла в пищу лишь абстракции, категории, мечты, шарады, антитезы и провеивала свое время через большое, красивое решето.
Франсуа Рабле высмеял лжезнання и полнейшую оторванность от реального мира.
В борьбе со средневековой реакцией Франсуа Рабле использовал все возможные формы комического, среди которых – сатирический гротеск. Писатель всегда смеется, так как это – его испытанное оружие. Очень большим было влияние гениального французского сатирика на мировую литературу. В Рабле было чему учить, ведь эрудиция писателя поражала современников.
Он был одним из величайших гуманистов прошлого. Ценнейшим для нас есть его суждения о свободном обществе, в котором будет возможным существование гармонично-развитой личности, так как эта мечта была, есть и будет актуальной для представителей всех времен и народов.